XTC
XTC | |
Торонто, 1980 |
|
---|---|
Годы |
1976 - 2005 |
Страна |
Великобритания |
Город |
Суиндон, Англия |
Жанры |
Новая волна |
Лейблы |
Cooking Vinyl |
Состав |
Энди Партридж |
Бывшие участники |
Барри Эндрюс |
Другие проекты участников |
The League of Gentlemen |
XTC — нововолновая группа из Суиндона, Англия, исполнявшая альтернативный арт-поп с элементами панк-рока, фолк-прога, психоделии и авангарда. В чем-то созвучный американским нововолновым новаторам (Pere Ubu и Talking Heads), но отчасти продолживший и английские традиции рок-эксцентрики (Pink Floyd, The Kinks, Family), ансамбль прошел по замысловатому пути развития, опровергая сложившиеся в рок-н-ролле представления о жанровой сочетаемости, практикуя стилистическую и звуковую эклектику и создавая ироничные, интеллигентные тексты.
Содержание |
1976—1981
Поющий гитарист Энди Партридж и басист Колин Моулдинг начали играть вместе в 1972 году, меняя названия (The Helium Kidz, Star Park) и исполняя глэм-рок в духе New York Dolls.
После выхода Go 2 (вышедшего с бонусом «Go +» (с шестью даб-ремиксами) Эндрюс ушел из группы (позже он стал участником The League of Gentlemen и сотрудничал с Робертом Фриппом), уступив место гитаристу и клавишнику Дэйву Грегори. Звучание группы стало спокойнее
В Black Sea (1980, достигшем 16-го места в Британии) группа еще более сгладила острые грани, добавив что-то из музыки 60-х (The Beatles, The Kinks). Американским успехом альбом обязан двум синглам: Generals and Majors и Towers of London. Вышедший год спустя English Settlement (с заметно усложнившимися аранжировками и текстами) оказался самым успешным альбомом группы (5-е место в Британии), запустив в Top 10 еще один хит, Senses Working Overtime.
В ходе мартовских гастролей 1982 года Партридж на сцене потерял сознание и слёг с диагнозом «нервное истощение». После того, как вскоре инцидент повторился, группа отменила все гастроли и выступила с заявлением о том, что с этих пор собирается сосредоточиться на студийной работе. Незадолго до выхода сборника Waxworks — Some Singles (1977—1982) группу покинул Чемберс, расстроенный отсутствием доходов от концертной деятельности. Группа не стала искать ему замену, а в течение последующих лет приглашала ударников: в их числе были Питер Фиппс, Прэйри Принс (The Tubes), Дэйв Мэттакс (Fairport Convention), Пэт Мастелотто (King Crimson, Mr. Mister), Чак Сабо и ?эн Грегори (брат Дэйва, известный также под псевдонимом E.I.E.I. Owen).
1983—1988
Летом 1983 года вышел Mummer, в котором на ударных сыграл Пит Фиппс (Pete Phipps) из The Glitter Band. Отказ XTC от гастролей вызвал острое недовольство Virgin и стал возможно единственной причиной, почему Love on a Farmboy’s Wages не поднялся в чартах выше 50-го места. В том же году группа под псевдонимом Three Wise Men выпустила рождественский сингл Thanks for Christmas.
Если Mummer был альбомом умиротворенно-пасторальным, то The Big Express ознаменовал неожиданный поворот группы к шумовому року. Пластинка оказалась коммерчески почти провальной, но сам Партридж счёл её знаковой, отнеся «The Everyday Story of) Smalltown» и «Train Running Low on Soul Coal» к числу своих лучших работ всех времен.
В 1986 году XTC отправились в «лесную» студию Тодда Рандгрена (в Вудстоке, штат Нью-Йорк) для работы над Skylarking. Многие предвкушали триумфальные результаты от такого творческого союза, но Рандгрен настоял на том, чтобы музыканты заранее выслали ему демо-пленки, а к тому времени, когда те прибыли на место, уже разработал структуру и концепцию альбома. Такой подход возмутил Патриджа: конфликт в ходе сессий лишь разгорался, и в конечном итоге лидер XTC выразил свое резкое недовольство результатом. Позже, он смягчил свое отношение к пластинке, которую однажды назвал «солнечным днем, запечённым в музыкальный пирог». «Skylarking» вновь вывел группу в чарты и спровоцировал небольшой скандал (по поводу сингла Dear God; позже кавер на него сделала Сара Маклахлан).
Еще больший успех имел записанный продюсером Полом Фоксом альбом Oranges and Lemons, синглы из которого Mayor of Simpleton и King for a Day активно раскручивались на MTV. В эти дни у Партриджа (все еще женатого) начался роман с американской поклонницей Эрикой Векслер, племянницей известного продюсера Джерри Векслера (позже она стала его второй женой). Эта история легла в основую сюжета песни «Another Satellite». Два сингла — Dear Madame Barnum и The Ballad Of Peter Pumpkinhead — имели успех по обе стороны Атлантики. Особое внимание обратил на себя видеоклип ко второму из них, в котором проводилась необычная параллель между ?исусом Христом и Джоном Ф. Кеннеди. Альбом Nonsuch (названный в честь дворца короля Генри VIII и записанный с продюсером Гусом Дандженом) также имел успех, однако именно после его выхода у группы начался конфликт с лейблом Virgin Records, который сначала выпустил десятки тысяч экземпляров сингла Wrapped in Grey, а потом снял их с продажи и уничтожил. Параллельно группа вне суда разбиралась с делами бывшего менджемента: текст песни «I Bought Myself a Liarbird» (из альбома «The Big Express») намекает на некие финансовые махинации со стороны последнего, но дело было улажено на условиях, которые, судя по всему, запрещали группе выступать с открытыми заявлениями на этот счет. В 1993 году XTC объявили «забастовку», которая длилась до 1998 года и в конечном итоге привела к разрыву контракта. За эти шесть лет вышли лишь компиляция Upsy Daisy Assortment и двойной бокс-сет Fossil Fuel: The XTC Singles 1977—1992.
Годы независимости: 1998—2006
Покинув Virgin, Партридж настоял на проверке финансовых документов группы, и выяснилось, что записывающзая компания недоплатила музыкантами значительные суммы гонораров. После того, как конфликт был улажен, музыкнаты получили наличность, в которой так нуждались. Партридж и Молдинг использовали эти деньги для обустройства хорошо оснащенных студий и с этого момента стали работать каждый у себя дома, лишь изредка арендуя известные студии — в частности, лондонскую «Эбби Роуд». Наконец, они основали собственный лейбл Idea Records и занялись амбициозным проектом Apple Venus, сборником вещей, записывавшихся в преод конфликта с Virgin.
Первоначально группа планировала выпустить двойной альбом, разделенный на акустическую (записанную с оркестром) и электрическую стороны. Финансовые соображения, однако, вынудили XTC выпустить первую часть прежде, чем была закончена вторая. Альбом получил высокие оценки Q, Entertainment Weekly, Spin, а журнал Mojo вывел его на #7 в списке лучших альбомов 1999 года.
Однако в ходе работы над Apple Venus Volume 1 Дэйв Грегори покинул состав: его не устраивал именно упор на оркестровые и клавишные аранжировки, что оставляло его не у дел (и со значительно меньшими гонорарами). Позже Партридж заявил, что они с Молдингом в любом случае собирались уволить Грегори из-за его «угрюмости» в студии и неспособности аранжировать песни самостоятельно. Это возмутило фэнов группы, которые считали вклад Грегори в музыку группы огромным.
Следующий альбом Wasp Star (Apple Venus Volume 2) был в большей степени гитарным. (В октябре 2005 года обе пластинки были объединены в бокс-сет Apple Box, 4СD).
Получив полную независимоть в обственной студии, Молдинг и Партридж выпустили инструментальные и демонстрационные версии своих двух первых альбомов (на Idea Records): Apple Venus и Wasp Star. Позже Партридж (без участия Молдинга) выпустил серию альбомов демо-записей своих песен под общим заголовком Fuzzy Warbles (2002) на новом лейбле APE. Тем временем Virgin выпустили бокс-сет (4CD) Coat of Many Cupboards (2002).
Поскольку в сборник Apple Box вошли два новых трека XTC («Spiral» Патриджа и «Say It» Молдинга), появились слухи о возможном воссоединении группы. Но в ноябре 2006 года Патридж в нескольких интервью заявил, что Молдинг утратил всякий интерес к музыке (и даже её перестал слушать, не только записывать), а сам он не видит будущего для XTC без Молдинга и потому о группе предпочитает говорить «в прошедшем времени».
Дискография
Студийные альбомы
- White Music (1978)
- Go 2 (1978)
- Drums and Wires (1979)
- Black Sea (1980)
- English Settlement (1982)
- Mummer (1983)
- The Big Express (1984)
- Skylarking (1986)
- Oranges and Lemons (1989)
- Nonsuch (1992)
- Apple Venus Volume (1999)
- Wasp Star (2000)
EPs
- 3D (1977)
- Go + (1978)
- Live & More (1981, только в Японии)
- 5 Senses (1981, Канада)
- Demo Tracks (1992, Япония)
- A Hello Selection (1994, Энди Партридж)