Jade Warrior — английская группа, образованная Джоном Филдом и Тони Дьюигом в 1969 году и исполнявшая сложный эклектичный прогрессив-рок, объединивший в себе многочисленные влияния и мотивы. [1] Начав в психоделик/арт-роке (созвучном ранним Jethro Tull), но обогащённом элементами этнической музыки), Jade Warrior постепенно перешли к трансовым и эмбиентным композициям, близким к понятию new age.
Основатели группы Джон Филд (Jon Field, флейта) и гитарист Тони Дьюиг (Tony Duhig) познакомились в начале 60-х, когда работали на заводских автокарах. Оба помимо рока увлекались джазом, африканской и латиноамериканской музыкой. Постепенно они начали экспериментировать с наложением звука, из несложных составляющих складывая авангардные композиции. В 1965 году Джон и Тони с вокалистом Патриком Лайонсом (Patrick Lyons) образовали The Second Thoughts. Группа играла ритм-энд-блюз - в тех же клубах, где завсегдатаями были Джон Мэйолл и Эрик Клэптон, причём последний нередко выражал восхищение техникой Дьюига. [2] The Second Thoughts, выпустив один EP, распались. Примерно в то же время временно прекратил существование и другой коллектив, Tomcats, где играли Том Ньюман (позже в качестве звукоинженера присоединившийся к Майку Олдфилду в работе над «Tubular Bells»), Алан Джеймс, Пит Кук и Крис Джексон.
Вскоре Лайонс присоединился к Алексу Спиропулосу: так возник дуэт Nirvana (ставший известным благодаря синглу «Rainbow Chaser» и выпустивший в общей сложности пять альбомов: участники Jade Warrior сыграли на одном из них, «Local Anaesthetic», 1971). А реформированные Tomcats в новом составе (Ньюман, Джеймс, Джексон, Филд и Дьюиг) в 1966 году отправилась в ?спанию, где выпустили 4 макси-сингла и сделалась своего рода «полномочными представителями» британского ритм-энд-блюза. (В 2000 году Acme Records набрала из этих макси-синглов лонгплей, куда включила и 4 песни с пластинки группы The Second Thoughts.)
Вернувшись в Англию, Tomcats изменили название на July, заиграли психоделический поп-рок и выпустили альбом, три версии которого выходили в разное время под заголовками: July, Second of July и Dandelion Seeds (две последних были догружены студийными «отбросами»). Джон Филд позже выражал сожаление по поводу того, что эти сырые пластинки увидели свет, но специалисты считают, что группа в развитии британской поп-психоделии сыграла немаловажную роль. [3]
После распада July в 1968 Тони Дьюиг присоединился к Unit Four Plus Two (оставшейся в чарт-истории с хитом Concrete and Clay), где в числе прочих играли поющий гитарист Глинн Хавард и ударник Алан Прайс. Примерно в то же время Дьюиг в одиночку предпринял турне по ?рану, из которого вынес массу впечатлений и влияний, позже на стиль Jade Warrior наложивших отчетливый отпечаток. Впрочем, по воспоминаниям брата Дэвида, сам он считал, что вынес оттуда «…разве что странную болезнь, которую сам называл "персидской ногой", и которая преследовала его всю оставшуюся жизнь». [2]
Джон Филд после распада July сочинил два музыкальных спектакля, после чего возобновил сотрудничество с Тони Дьюигом: Хавард из Unit Four Plus Two стал теперь их постоянным партнером. Почувствовав, что начинают создавать нечто уникальное, музыканты образовали группу и назвали ее Jade Warrior. Филд утверждал позже, что так называлась одна из музыкальных постановок Дьюига; Хавард — что название было «избрано» демократически и призвано было отразить в себе двойственность музыкального стиля группы. Каждый из участников выписал на двух листах столбцы слов, ассоциирующихся с «жесткостью» и «мягкостью»: словосочетание Jade Warrior возникло как сумма (запасным вариантом был — «Lotus Spear». Есть еще и третья версия: согласно пресс-релизу Red Hot Records, Jade Warrior — японский воин, занимающийся также поэзией и наукой. Филд утверждает, что ни о чем подобном нигогда не слышал и подвергает сомнению сам этот факт.[3]
Классический период
В 1970 году Jade Warrior подписали контракт с Vertigo Records: помогло им то обстоятельство, что делами группы занималась менеджерская компания Mother Mistro, одновременно раскручивавшая и Assagai, афро-рокеров, за которыми Vertigo охотились. Mother Mistro согласились «выдать» им Assagai, но только в комплекте с Jade Warrior. Кроме того, оказалось, что старый знакомый Патрик Лайонс работает в Vertigo продюсером, специализируясь на поиске новых талантливых исполнителей. Так Jade Warrior, в составе которых к тому времени играли (брат Тони) Дэвид Дьюиг, Алан Прайс и Дэйв Коннерс, оказались с контрактом, но при лейбле, который ими совершенно не интересовался. [3] Здесь они и выпустили три альбома: Jade Warrior, Released и Last Autumn’s Dream.
Стиль группы того времени — это хард-рок с элементами того, что позже получило название world music. Очевидными были и параллели с Jethro Tull: флейта и гитара здесь, перекликаясь, словно бы отталкиваются друг от друга, создавая атмосферу развивающегося конфликта, выражение себе находившего также в неожиданных переходах, сменах ритма и громкости. «Бессловесный» рефрен, внутренняя цикличность в аранжировках — также в числе находок Jade Warrior, позже появившихся в арсенале других исполнителей.
В начале 70-х группа провела успешные гастроли по США в «связках» с Дэйвом Мэйсоном, Длинным Джоном Болдри и Earthquake. Организацией туров занималась Mercury Records, которая перевела JW под крыло Gaff-Masters Management (под руководством Билли Гаффа). Четвертый альбом Eclipse записывался в обстановке обострившихся разногласий. Едва запись была закончена, Vertigo Records отправили альбом «на полку» и расторгли с группой контракт. Jade Warrior отправились на гастроли в Голландию, но не смогли их даже завершить: группа распалась в дороге, таким образом завершив «первый период» своей истории.
За тремя первыми альбомами последовал сборник Reflections (Butt Records), куда вошли вещи из Released и Last Autumn’s Dream, а также три трека, записанные для Eclipse. В 1988 году германский лейбл Nine Records выпустил три первых альбома на CD, но в ужасном качестве, в качестве первоисточников использовав не оригиналы, запертые в хранилищах Vertigo/Polygram, а черновые записи из личной коллекции Тони Дьюига. В 2000 года тот же материал (но в оригинальной версии) был перевыпущен Hi-Note Records: звучание здесь на порядок лучше. Альбом Eclipse был выпущен в 2001 году Acme Records (на CD и виниле ограниченным тиражом). Отдельные вещи, появлявшиеся после 4-го альбома (8 треков, 36 минут) лейбл Background Records выпустил под заголовком Fifth Element. В начале 70-х, кроме того, Jade Warrior записали основную тему для фильма Bad Man’s River (взяв за основу «Too Many Heroes» из альбома Eclipse и переписав текст), а также часть музыки к фильму Game for Vultures.
Связь с Assagai
При том, что с Vertigo у Jade Warrior были весьма натянутые отношения, они активно сотрудничали с Assagai, ансамблем, ядро которого составляли респектабельные африканский музыканты Луис Мохоло, Монгези Феза и Дуду Пуквана. Assagai выпустили два альбома: в первый (названный именем группы) вошла композиция Jade Warrior «Telephone Girl», а также песня «Irin Ajolawa», соавтором которой был Тони Дьюиг. Второй альбом Zimbabwe (позже перевыпускавшийся под названием AfroRock) содержит версии Barazinbar (из альбома Released) и Sanga (из Eclipse), а также песню «Kinzambi», написанную Тони Дьюигом. Дьюиг, Филд и Хавард приняли участие в записи второго альбома Assagai, а кроме того образовали с ними краткосрочный совместный проект Simba, две композиции которого вошли в компиляцию «Afro Rock Festival».
Годы в Island
Одним из почитателей творчества Jade Warrior был Стив Уинвуд из Traffic. ?менно он уговорил Криса Блэквелла, босса Island Records, подписать группу на четыре инструментальных альбома (таким образом автоматически исключив из состава Глинна Хаварда), которые могли бы служить: а) «декоративным украшением» продукции фирмы, б) ответом Virgin, добившейся феноменального успеха с Майком Олдфилдом. Филд и Дьюиг, согласившись на эксперимент, в корне изменили направление и стали создавать музыку тематическую, в большей степени эмбиентную, чем хард-роковую. Все 4 айлендовских альбома (выпущенных с 1974 по 1978 годы при участии, в числе прочих, Дэвида Дьюига, Стива Уинвуда и Фреда Фрита) было трудно достать в США и практически невозможно — в Англии. Причиной тому, по мнению Филда, был эгоизм Блэквелла, который «любил Jade Warrior настолько, что рассматривал группу как свою собственность: хотел слушать их сам и никому не желал продавать». ?мелись причины и более прозаические: сам босс Island признавал, что его коллеги-дистрибьюторы именно в в те годы работали отвратительно.[3]
Floating World (1974) — музыкальное исследование японского понятия Ukiyo: «полет» по событийным «небесам», в полной свободе и успокоенности. Выдающийся трек альбома — «Monkey Chant»: сочетание песнопений кекак (о. Бали) и гитарного соло Дьюига в духе Хендрикса. Waves (1975) — гипнотизирующее звуковое путешествие по пасторальным рассветным пейзажам: над речной гладью — к океану и далее по волнам вместе с китами. Kites (1976) — обзор художественных ландшафтов Пауля Клее, а также взгляд на Китай IX века и странствия дзен-монаха Те Ченга (Teh Ch’eng). Way of the Sun (1978) посвящен Центральной Америке — до и после прибытия испанских завоевателей. Это самый доступный для обычного восприятия альбом из четырех и дает наиболее полное представление о глубине, насыщенности и сложности музыки Jade Warrior. Все четыре альбома непохожи друг на друга и вместе с тем, являют собой нечто вроде тетралогии. «Это напоминает работу кладоискателя, который врубается в гору, зная, что там сокровища, не может найти их, возвращается и предпринимает попытку добраться до цели иным путем…» — говорил Джон Филд. Все четыре альбома были упакованы Island/Polygram в бокс-сет Elements, в качестве приложения к которому вышла биография группы, написанная Вивьен Голдман. Бокс-сект был выпущен без ведома группы: в Polygram ошибочно полагали, будто после «Way of the Sun» Jade Warrior распались.
«Потерянные годы» и возвращение
Начиная с 1978 года в истории Jade Warrior наступает пауза, омраченная неприятностями бытового и финансового характера. Джон Филд развелся, из Лондона переехал в деревню, но вскоре стал осознавать, что в погоне за пасторальной гармонией как источником «чистого вдохновения» утратил способность к эффективной работе. Тони Дьюиг заболел, перебрался из Лондона в Гластонбери и, заложив дом, основал коммерческую студию, расположившуюся рядом с известным аббатством. Авантюра обернулась катастрофой: студия обанкротилась, и музыкант оказался бездомным. Этот удар, по-видимому, и стал для роковым для его здоровья. В этот период Jade Warrior выпустили два альбома. Horizen (1984, Pulse Records) — мрачное произведение, в котором главная вещь, «Dune» растянулась на всю сторону пластинки. Это практически сольная работа Дьюига при минимальном участии Филда. At Peace (1989, Earthsounds Records) — пластинка тихая, медитативная и невыразительная (даже не эмбиент, скорее, нью эйдж) — была записана в студии Дьюига всего за 4 дня. Оба альбома у Филда сейчас «не вызывают ничего, кроме отвращения». «Jade Warrior совершенно утратили нить развития и изменили собственным принципам», — считает он.
Продав свой сельский дом, Джон вернулся в столицу. Здесь он стал подрабатывать в студиях и играть джаз в небольших клубах. Вскоре он основал студию звукозаписи, где и познакомился с Дэйвом Стюартом, молодым бас-гитаристом с севера Англии. Стюарт, пораженный уровнем мастерства музыканта, сначала пригласил его к участию в собственной джаз-группе, а потом уговорил возродить Jade Warrior. Вскоре к ним присоединился Колин Хенсон, гитарист, с которым Джона познакомила его подруга, Кэрол Беллингем: все трое приступили к записи нового альбома. Тони Дьюиг хотел было присоединиться к новому составу, но — не успев ничего записать, скончался от сердечного приступа. Breathing the Storm был выпущен в 1992 лейблом Red Hot Records. Тема альбома — хаос: в математическом, физическом и духовном смысле. В 1993 году также на Red Hot Records вышел альбом Distant Echoes: музыкальное исследование доисторического мира, более компактное и сфокусированное, во многом напоминающее Way of the Sun.
NOW
30 июня 2008 года на лейбле WindWeaver Records [4] вышел 14-й студийный альбом Jade WarriorNOW. В состав группы на данный момент входят: вокалист Глин Хавард, флейтист Джон Филд и новый участник группы Дэйв Стэрт (Dave Sturt).
…Минули годы, и после нескольких не слишком настойчивых попыток вернуться на лондонскую сцену (это было в 80-х годах, не самое приятное время), я продал гитару, занялся скульптурой и боевыми искусствами, женился и «остепенился». Но ощущение, что первый состав Jade Warrior не реализовал свой потенциал, меня не покидало. Так что, когда год назад Дэйв Стэрт позвонил мне и предложил присоединиться к группе в качестве вокалиста и гитариста, я согласился, не раздумывая… Новый альбом «Now» оправдал все мои надежды и знаменует очередную стадию обновления и возрождения, которые были характерны для всей истории группы.
В числе приглашённых музыкантов, участвовавших в работе над пластинкой, — известный британский джазмен-саксофонист Тео Трэвис, гитарист Тим Стоун, барабанщик Джеф Давенпорт, пианист Крис ?нгэм, флейтистка Шарлотта Филд, саксофонист Гоуэн Тернбулл. [6] Боб Малви (www.dprp.net) дал альбому оценку 8,5/10 [7]
Сайт, посвящённый творчеству популярной инди группы DNA Error. Биография, тексты песен, последние новости и расписание концертов – всё это вы можете найти в одном месте! Окунитесь в мир безудержной энергии, трэша и веселья! Красивые философские тексты в сочетании с взрывной музыкой и красивыми мелодиями делают творчество этой группы незабываемым! У нас вы найдёте огромную галерею фотографий с концертов и студий, а также контакты группы. В нашей базе данных музыкантов вы найдёте множество интересных фактов, которые не дадут вам заскучать!