King Crimson в 1982 году: Роберт Фрипп, Эдриан Бэлью, Тони Левин, Билл Бруфорд
Годы
1968 - 1974, 1981 - 1984, 1994 - настоящее время
Страна
ВеликобританияВеликобритания
Жанры
прогрессивный рок
джаз-рок
новая волна арт-рок
Состав
Роберт Фрипп
Эдриан Белью
Тони Левин
Пэт Мастелотто
Гэвин Харрисон
Бывшие участники
Майкл Джайлз
Дэвид Кросс
Трей Ганн
Грег Лейк
?эн Макдональд
Мэл Коллинз
Питер Синфилд
Питер Джайлз
Гордон Хаскелл
Энди Маккалох
?ан Уоллес
Боз Баррел
Джеми Мюир
Джон Уэттон
Билл Бруфорд
Ричард Палмер-Джеймс
King Crimson (читается Кинг Кримзн; с англ. алый (червонный) король) — британская рок-группа, созданная гитаристом Робертом Фриппом и барабанщиком Майклом Джайлзом в 1968 году. Музыка группы стилистически представляет собой прогрессивный рок. Название King Crimson придумал Питер Синфилд как синоним Веельзевула, принца демонов; по словам Роберта Фриппа, Вельзевул — это английская версия арабской фразы, звучащей как «Бил Сабаб» и означающей «целеустремлённый человек».
Заметная часть истории King Crimson состоит из различных перемен, происходивших в составе группы. Сквозь всю эту историю Роберт Фрипп проходит как единственный постоянный участник, хотя сам он утверждает, что не считает себя лидером группы. Он говорит, что King Crimson — «это способ делать дело», и музыкальная целостность, которой он добивается на протяжении всей истории группы, несмотря ни на какую ротацию участников, отражает его точку зрения.
Гитарист Роберт Фрипп и ударник Майкл Джайлз начали обсуждать создание King Crimson в ноябре 1968 года, незадолго до распада недолго просуществовавшей и не слишком успешной группы Giles, Giles, and Fripp («Джайлз, Джайлз и Фрипп»). Первым присоединившимся музыкантом стал мультиинструменталист ?эн Макдональд (духовые, клавишные, вокал); вскоре добавились поэт Питер Синфилд и певец и гитарист Грег Лейк, которому поручались бас-гитара и пение.
Первая репетиция прошла в начале января 1969 года. Громкая премьера группы состоялась на знаменитом открытом концерте в Гайд-парке (Лондон), организованном группой The Rolling Stones в июле того же года. В октябре вышел первый альбом King Crimson: «При дворе малинового короля» (In the Court of the Crimson King).
Премьерный альбом коллектива, с одной стороны, явился демонстрацией возможностей вновь созданного коллектива, с первых шагов сделавшего серьёзную заявку на вхождение в «высшую лигу» рок-музыки. В композициях «Говорю с ветром» (I Talk to the Wind), двухчастной готической рок-балладе «Эпитафия» (Eptitaph), двухчастной же джаз-роковой пьесе «Лунное дитя» (Moonchild) музыканты продемонстрировали владение основными поджанрами мелодичного и импровизационного рока.
С другой стороны, альбом содержит и новаторские элементы. Открывающая альбом песня «Шизоид XXI века» (21st Century Scizoid Man) с искажённым вокалом и характерным «металлическим» инструментальным звучанием знаменует завершение выделения жанра «метал-рок» из «хард энд хэви»-рока. С первой же композиции первого альбома King Crimson манифестировали приверженность полиритмии.
Её звучание можно было бы назвать «сигнатурным», но развивали жанр уже другие: по сути, King Crimson ничего подобного больше не создал, хотя «металлические» элементы присутствуют в творчестве группы до сего дня.
Завершающая альбом титульная композиция «Двор малинового короля» (The Court of Crimson King) представляет собой длинный структурированный эпос в миноре с искусственными мажорными каденциями. Такой стиль, хотя и не чуждый King Crimson последующих периодов, более характерен для группы ELP, основанной годом позже при участии Лейка и позднее привлёкшей также Синфилда.
Титульный альбом King Crimson часто называют первым альбомом прогрессивного рока (несмотря на неоднократное выражение Фриппом скепсиса по поводу этого жанрового определения). Он остаётся самым популярным альбомом группы.
King Crimson гастролировала в Англии, а затем в Соединённых Штатах, выступая вместе со многими популярными музыкантами и коллективами, включая Iron Butterfly, Дженис Джоплин, The Rolling Stones и Fleetwood Mac. Тем временем внутри группы обострялись трение и выявившиеся различия в музыкальных предпочтениях, что привело в декабре к уходу Макдональда и Джайлза (в 1970 году они выпустили свой студийный альбом «Макдональд и Джайлз» (McDonald and Giles); позднее, в 1976 году Макдональд стал одним из основателей группы Foreigner.
Семидесятые
В последующие несколько лет состав коллектива непрерывно менялся. Оставшееся трио Фриппа, Синфилда и Лейка просуществовало недолго, выпустив в марте 1970 года сингл «Кошачий корм/Рёв» (Cat Food/Groon) и подготовив записи, вошедшие затем во второй альбом группы — «По следам Посейдона» (In the Wake of Poseidon, 1970).
Второй альбом по характеру весьма близок к первому. Тяготение к усложнённым композициям проявилось на нем прежде всего в пьесе «Дьявольский треугольник» (адаптации части «Марс» из известной сюиты Густава Холста «Планеты») и двухчастности «Картин города» (Pictures of a City) и титульной композиции. Жанрово-стилистический диапазон прочих включённых композиций варьирует от средневекового хорала («Мир — Начало», Peace — A Beginning) до джаз-рокового блюза («Картины города») и эпоса (титульная композиция).
К группе присоединился Мэл Коллинз (деревянные духовые), в записи нескольких дорожек принял участие Питер Джайлз. В апреле того же года группу покинул Лейк, вошедший во вновь образованную «ELP», оставив «Кинг Кримзн» без вокалиста. В качестве лидирующего вокалиста (и бас-гитариста) был привлечён Гордон Хаскелл, с которым записан третий альбом группы, «Ящерица» («Lizard», 1970).
В записи этого альбома, носящего очевидно экспериментально-поисковый характер, также приняли участие Энди Маккалох (ударные) и Джон Андерсон из группы «Yes» (вокал в одной из песен — «Пробуждение принца Руперта» («Prince Rupert Awakes»)). Стремление к усложнению макроформы достигло здесь своего пика в авангардной трилогии «Cirkus» (открывающей альбом) сюите «Ящерица» (занимающей всю вторую сторону оригинального долгоиграющего диска).
По завершении записи Хаскел и Маккалох покинули коллектив, оставив его в безнадёжном положении рок-группы без певца, басиста и ударника.
По продолжительном прослушивании выбор Фриппа и Синфилда остановился на барабанщике ?ане Уоллесе и вокалисте Бозе Барреле, которого Фрипп решил также обучить игре на бас-гитаре. По ходу продолжительных гастролей группа в этом составе выпустила четвёртый альбом «Острова» («Islands», 1971), поисковый по характеру, и ставший преходным в истории группы — это и прощание с символистской поэзией Питера Синфилда и первая «ласточка» или вернее буревестник гредущей метаморфозы — композиция «Sailor’s Tale» и конечно грандиозная концовкая диска — прелюдия «Song of the Gulls» и собственно заглавная композиция диска «Islands» — фантастическая по красоте и лиричности, произведение настолько совершенное, что Фрипп окончательно перешёл от фазы «search» к фазе «destroy». В конце 1971 года коллектив покинул Синфилд. Оставшийся состав продолжал гастролировать в следующем году; записи 1971—1972 гг. вошли в концертный альбом «Земной» («Earthbound», 1972). Состав дорожек этого альбома пересекается с «Островами», и живое исполнение представляется более интересным (несмотря на крайне низкое для официального альбома качество записи).
По окончании гастролей из «Кинг Кримзн» ушли Коллинз, Уоллес и Баррел, чтобы сформировать группу «Снейп», и Фрипп вновь начал поиск новых музыкантов.
В группу были приглашены импровизирующий перкуссионист Джеми Мюир, вокалист и басист Джон Уэттон (игравший ранее в Family и знакомый Фриппу со студенческих лет), барабанщик Билл Бруфорд, расставшийся ради игры в нестабильной и непредсказуемой King Crimson с творчески и коммерчески успешным коллективом Yes, и Дэвид Кросс (смычковые, клавишные). Место cсочинителя текстов занял Ричард Палмер-Джеймс.
Новый состав начал репетиции и гастроли в конце 1972 года, и уже в начале следующего вышел пятый студийный альбом группы, «Заливное из язычков жаворонка» (Larks' Tongues in Aspic).
«Заливное …» существенно отличается от ранних альбомов группы и представляет собой заметную веху в истории как прогрессивного рока, так и рок-музыки в целом. Его смысловым центром являются три инструментальные пьесы: открывающая и финальная части титульной композиции (Larks' Tongues in Aspic. Part I и Larks' Tongues in Aspic. Part II) и «Говорящий барабан» (Talking Drum). В них впервые проявилась тенденция группы к наращиванию по ходу развития тем ритмической и тембральной сложности на относительно бедном мелодическом материале, характерная для последующего творчества группы.
Альбом включает также энергичную и ритмически усложнённую балладу «Субботняя книга» (Book of Saturday), неожиданно богато модулированную песню «?згнанники» (Exiles) и странную полиметричную песню «Легкие деньги» (Easy Money). Уникально для этого альбома дополнение барабанов перкуссией Мюира, создающее весьма сложный метрико-ритмический узор ударных инструментов.
Несмотря на студийный характер записи, «Заливное …» подчёркивает импровизационную составляющую творчества группы. Ещё более отчётливо она проявляется в записях тех лет, обнародованных в конце девяностых на дисках коллекционной серии («Живьем в Джексонвиле» (Live at Jacksonville, 1998), «Бит-клуб» (The Beat Club, 1999) и др.).
В 1973 году, в начале которого группу покинул Мюир, King Crimson продолжала гастроли по Британии, континентальной Европе и Америке.
Материал, записанный во время этих гастролей, представлен на альбомах «Беззвёздная библейская тьма» (Starless and Bible Black, 1974), вышедшем как шестой студийный, несмотря на то, что большая часть композиций включена в живой концертной записи, и «США» (USA, 1975), считающийся концертным.
В 1974 году «Кинг Кримзн» записывают седьмой студийный альбом «Красное» (Red), уже как трио — без покинувшего группу Кросса, но с привлечёнными Коллинзом (сопрано-саксофон), Робертом Миллером (гобой), Марком Чаригом (кларнет) и Макдональдсом (альт-саксофон)и …тем же Дэвидом Кроссом .
В этом составе группа не выступала, и по завершении его записи Фрипп объявил о роспуске King Crimson «навсегда».
Восьмидесятые («волновой» период)
В начале 1981 года Фрипп и Бруфорд задумали образовать новую группу, которую планировали назвать Discipline. На роль басиста был приглашён Тони Левин, известный в профессиональных кругах как опытный сессионный музыкант. Кроме того, Фрипп позвал в группу гитариста Адриана Белью (гастролировавшего с группой Talking Heads). Уже после начала европейского клубного тура музыканты решили, что эта группа является новым воплощением King Crimson.
В этом составе коллектив выпустил три студийных альбома: Discipline(1981), Beat(1982) и Three of a Perfect Pair (1984). Данные альбомы можно рассматривать как трилогию. Среди поклонников группы они известны как «нововолновые».
Белью выступает на них как вокалист и автор большинства текстов. Во многих случаях он пишет утрированно простые песни с очевидными (для современника) намёками на окружающую песенную популярную культуру «новой волны». Поверх этого (внешнего для прогрессивного рока) материала коллектив развёртывает сложную тембральную и ритмическую игру, подобно тому, как раньше они делали то же самое на искусственно обеднённом мелодическом материале. В части ироничности и «отстранённой включённости» в эволюцию музыкальной моды King Crimson «волнового» периода представляет собой совершенно уникальное явление.
В качестве собственно музыкальной задачи Фрипп упоминал относительно тех лет о стремлении создать рок-аналог гамелана, с полиритмической функцией, несомой не только ритм-секцией, но и парой переплетенных гитарных партий.
Эрик Тамм выделяет следующие ведущие идеи, характерные для музыки King Crimson восьмидесятых годов:
рок-н-ролл;
рок-гамелан (усложнённые текстуры в композициях «Слоновья беседа» (Elephant Talk), «Кадр за кадром» (Frame by Frame), «Епитимья» (Discipline) и др.);
метрическая усложненность и полиметрия;
балладная форма («Матте Кудасай» (Matte Kudasai), «Две руки» (Two Hands)) или её элементы («Образцовый мужчина» (Model Man), «Мужчина с открытым сердцем» (Man with an Open Heart));
специфические гитарные приёмы и эффекты;
включение «промышленных шумов» («индастриал») («Невротика» (Neurotica), «Разгадай меня» (Dig Me), «Без предупреждения» (No Warning) и др.);
этнический дух («Под покровом небес» (The Sheltering Sky), Thela Hun Ginjeet);
Кроме студийной трилогии, творчество King Crimson «волнового» периода представлено также на концертном двойном альбоме «Рассеянные влюблённые» (Absent Lovers, 1998), нескольких коллекционных изданиях «официальных бутлегов» и в видеозаписях «Шум: Фрежю» (The Noise: Frejus, 1984) и «Трое из совершенной пары: живьём в Японии» (Three of a Perfect Pair: Live in Japan, 1984), переизданных недавно на DVD («Нил, Джек и я», Neal and Jack and Me, 2004), демонстрирующих незаурядные актёрские способности Белью.
После выхода «Троих из совершенной пары.» Фрипп вновь распустил группу, на этот раз почти на десятилетие.
Девяностые
В 1994 году, после рассмотрения различных вариантов состава, King Crimson восстанавливается в составе секстета (или «двойного трио»), включающего Фриппа, Бруфорда, Белью, Левина (бас-гитара, стик Чепмена, Трея Ганна (Уорр-гитара) и Пэта Мастелотто (ударные). (Ганн и Мастелотто привлекались ранее в качестве сессионных музыкантов при выступлениях и записях Фриппа с Дэвидом Сильвианом).
Этот состав выпустил три альбома: «ВиРУУМ» (VROOOM, 1994), «ТРАК» (THRAK, 1995) и «ТраКаТТаК» (THRaKaTTaK (1996)) с крайне усложнённой музыкой, сочетающей «тяжёлое» звучание, характерное для King Crimson образца семидесятых, с привлечением песенного материала, характерным для восьмидесятых.
Записи девяностых лет также представлены на коллекционных «официальных бутлегах» и видеозаписи 1995 года «Дежа ВиРУУМ» (déjà VROOOM, 1999).
В конце девяностых развилась также практика концертов и записей King Crimson в сокращённом составе, процесс, который Фрипп назвал «фраКктализацией» группы. Сокращенные составы выступали и записывались в конце девяностых-первых годах XXI в. под названием «ПроеКктов»: «ПроеКкт Один» (ProjeKct One), «ПроеКкт Два» (ProjeKct Two), «ПроеКкт Три» (ProjeKct Three), «ПроеКкт Четыре» (ProjeKct Four) и «ПроеКкт ?кс» (ProjeKct X) (а позднее — и «ПроеКкт Пять» (ProjeKct Five) и «ПроеКкт Шесть» (ProjeKct Six)), для которых характерна прежде всего высокая импровизационность музыки.
Двухтысячные
На рубеже веков с уходом из группы Бруфорда и Левина King Crimson остался в более традиционном квартетном составе, совпадающем с «ПроеКкт ?кс» и включающем на этот раз Фриппа, Белью, Ганна и Мастелотто.
В этом составе группа гастролировала (включая выступление в России в 2003 году) и записала студийные альбомы «КонструКкции из света» (The ConstruKction of Light, 2000) и «Силы верить» (The Power to Believe, 2003) и пять концертных альбомов.
30 августа 2008 года большая часть прежних составов группы выступили на международном фестивале живой музыки «Сотворение мира» в Казани как «King Crimson Project», «Adrian Belew Power Trio» и «KTU». Вместе с группой выступил клавишник и скрипач Эдди Джобсон, вышедший на сцену впервые за последние 27 лет. 3 сентября 2008 года аналогичный концерт они дали в Москве в клубе B1.
С конца 2007 в группе новый второй барабанщик — Гэвин Харрисон[1], первый британец, пришедший в группу c 1972 года.
Характер исполняемой ими в двухтысячных годах музыки близок к творчеству девяностых.
Discipline Global Mobile — музыкальный лейбл Роберта Фриппа, обладающий правами на некоторые релизы King Crimson, включая все издания King Crimson Collectors' Club и архивные концертные альбомы, размещённые на сайте для платного скачивания
Elephant Talk — главный англоязычный сайт поклонников King Crimson
Indoor Games — главный русскоязычный сайт поклонников King Crimson, базирующийся на книге Владимира Кальницкого «Русифицированный King Crimson».
Krimson News — англоязычный новостной сайт о King Crimson
PRoViDeNCe — русскоязычный новостной сайт о King Crimson
In the Court of the Crimson King • In the Wake of Poseidon •Lizard •Islands •Larks' Tongues in Aspic •Starless and Bible Black •Red •Discipline •Beat •Three of a Perfect Pair •THRAK •The ConstruKction of Light •The Power to Believe
Синглы и EP:
Cat Food/Groon • Atlantic Sampler •The Night Watch/The Great Deceiver •Epitaph/21st Century Schizoid Man •Matte Kudasai •Elephant Talk •Thela Hun Ginjeet •Heartbeat •Three of a Perfect Pair/Man With an Open Heart •Sleepless •VROOOM •Dinosaur •People •Sex Sleep Eat Drink Dream •Level Five •Happy With What You Have to Be Happy With
Концертные
альбомы:
Earthbound • USA •The Great Deceiver •B'Boom: Live in Argentina •THRaKaTTaK •Epitaph •The Night Watch •Absent Lovers: Live in Montreal •Cirkus: The Young Persons' Guide to King Crimson Live •Live in Mexico City •The ProjeKcts •The Deception of the Thrush: A Beginners' Guide to ProjeKcts •The Beginners' Guide to the King Crimson Collectors' Club •Heavy ConstruKction •VROOOM VROOOM •Ladies of the Road •EleKtrik: Live in Japan •The Power To Believe Tour Box
Видео и DVD
The Noise: Frejus • Three of a Perfect Pair: Live in Japan •Live in Japan •déjà VROOOM •Eyes Wide Open (King Crimson) •Neal and Jack and Me
Сайт, посвящённый творчеству популярной инди группы DNA Error. Биография, тексты песен, последние новости и расписание концертов – всё это вы можете найти в одном месте! Окунитесь в мир безудержной энергии, трэша и веселья! Красивые философские тексты в сочетании с взрывной музыкой и красивыми мелодиями делают творчество этой группы незабываемым! У нас вы найдёте огромную галерею фотографий с концертов и студий, а также контакты группы. В нашей базе данных музыкантов вы найдёте множество интересных фактов, которые не дадут вам заскучать!