New Order («Нью О́да») — британская рок-группа, образованная в 1980 году в Манчестере участниками Joy Division после того как их лидер — Ян Кёртис — покончил жизнь самоубийством. New Order были одними из первых коллективов, которым удалось достичь равноправия между жанрами альтернативного рока и танцевальной электронной музыки.
Бернард Самнер (он же Диккен, он же Альбрехт), Питер Хук и Стивен Моррис, — музыканты, основавшие New Order, — прежде играли под названием Joy Division, и, вместе с их певцом — Яном Кёртисом, — успели записать несколько синглов и два альбома, которые вызвали большой интерес среди поклонников новой музыки и оказали серьёзное влияние на развитие альтернативного рока. Весной 1980 года перед Joy Division открывались новые перспективы: должен был выйти их второй альбом, и на май того года были запланированы американские гастроли. Однако 18 мая, за день до отъезда в Америку, Кёртис, к тому времени тяжело больной эпилепсией и подавленный проблемами в личной жизни, повесился в своём доме.
Существование группы оказалось под вопросом: Кёртис был олицетворением Joy Division и являлся автором всех текстов их песен. Участники группы, тем не менее, решили продолжить путь вместе. ?м предстояло только изменить название, — согласно их давней договорённости, если один из участников группы выходит, то либо группа должна прекратить существование, либо выступать под новым именем. Но вероятно не столько это соглашение, сколько нежелание нелестных сравнений с покойным Кёртисом вынудили членов группы искать себе другое имя. В их ситуации «Новый порядок» (New Order) казался идеальным именем, если бы не очевидные политические ассоциации, моментально вызвавшие обвинения в фашизме (как ранее и в случае с названием Joy Division).
Сначала было неясно, кто будет петь; после вокальных проб Морриса, Хука и Самнера в течение лета 1980 года, выбор остановился на последнем. Самнер также стал автором большинства композиций группы. Таким образом, несмотря на то, что оставшиеся участники Joy Division просто переименовали себя, эти рок-группы принято разделять, хотя для многих поклонников New Order они являют собой единое целое.
Поиск направления (1980—1982)
Несмотря на резко возросшую, не в последнюю очередь благодаря самоубийству Кёртиса, известность их прежней инкарнации — Joy Division, New Order сознательно начали свою деятельность с нуля, совершенно исключив песни Joy Division из своего реперуара. Осенью 1980 года музыканты возобновили интенсивную концертную деятельность, которая сразу же выявила нужду в дополнительном участнике — Самнер с трудом управлялся с вокалом и игрой на лидер-гитаре и на синтезаторе. Так в октябре в состав New Order вошла подруга (и будущая жена) Стивена Морриса — Джиллиан Гилберт. В её обязанности вошла игра на ритм-гитаре и синтезаторе.
В начале 1981 года вышел дебютный сингл New Order — «Ceremony» (с «In A Lonely Place» на обратной стороне). Автором обеих композиций были всё ещё Joy Division, успевшие отрепетировать песни с Яном Кёртисом за несколько недель до его смерти. Сингл занял довольно скромную позицию в общем английском хит-параде, но лидировал в хит-параде категории «инди».
Дебютный альбом — «Movement» — вышел в ноябре 1981 года и стал последней совместной работой группы и Мартина Хэннэта, продюсера всех предыдущих работ New Order и Joy Division для Factory Records. «Movement» застал New Order в их заключительной «постдивизионной» фазе: структура песен, тексты, аранжировки, — всё несло в себе ещё узнаваемый дух музыки Joy Division. Более того, голос Бернарда Самнера, очевидно опиравшийся на манеру Кёртиса, был многократно пропущен через эквалайзеры и фильтры, чтобы добиться низкого тембра, совершенно не свойственного его голосу, но идеально подходящего для траурных мелодий альбома. Две песни были исполнены басистом Питером Хуком. «Movement» в скором времени оказался вычеркнутым из творчества группы: по мнению критиков альбом ничего нового с точки зрения творчества Joy Division не предъявил; для более поздних поклонников New Order альбом также представлял мало интереса, так как не имел ничего общего с выработанным вскоре характерным звучанием группы; да и сами музыканты тоже были разочарованы результатом и даже планировали перезаписать пластинку (Самнер в одном из поздних интервью откровенно заявил, что не любит альбом). Как следствие, песни с «Movement» не исполняются группой уже более двадцати лет.
Ещё до выхода «Movement» New Order выпустили сингл «Everything’s Gone Green», звучание которого было сконцентрировано на впервые применённом группой секвенсоре и словно запрограммированных, но, тем не менее, настоящих ударных. ?менно эта композиция и определила направление, по которому пошли New Order; более того, на её ритмической основе был построен следующий сингл — «Temptation», вышедший в апреле 1982 года и ознаменовавший окончательный разрыв со стилистическим наследием Joy Division, от которых, тем не менее, остались «драм-машинные» ударные Морриса и выступающий на передний план звук бас-гитары Хука. «Temptation» был первой самостоятельной работой New Order в качестве продюсеров: их трёхлетнее сотрудничество с Хэннетом было окончательно прервано.
В целом, 1981—83 гг. для New Order были периодом поиска своего звучания, отражавшего интересы музыкантов в роке, дабе, диско и электро.
Blue Monday (1983)
В марте 1983 года New Order выпустили свой четвёртый сингл — «Blue Monday». Эта 7-минутная композиция с упругим ритмом в стиле диско, сгенерированным драм-машиной, имела всего два «живых» звука: шестиструнную бас-гитару Хука и безучастный голос Самнера, — всё остальное было заполнено секвенсором и синтезаторами.
По одной версии, ритм «Blue Monday» появился почти что благодаря сбою в программе компьютера-секвенсора, с другой стороны также известно, что песня развилась из другой ещё более жёсткой композиции — «586», — лично сконструированной барабанщиком Стивом Моррисом в 1982 году. По признанию самих музыкантов, на создание песни большое влияние оказали Kraftwerk, итало-диско и танцевальная музыка клубов Нью-Йорка. Диско было порицательным словом в кругах альтернативного рока того времени, и синтез с роком показался весьма свежим и новаторским. Песня не была издана на альбоме и существовала исключительно в формате 12-дюймового сингла на 45 оборотов (New Order отказались выпускать традиционную укороченную версию для радио на 7-дюймовых синглах, вынуждая, таким образом, диск-жокеев проигрывать все 7 с половиной минут композиции). «Blue Monday» добрался до 12-го, а при повторном выпуске до 9-го места в английском хит-параде, из которого не выходил три года. В данном формате (12 дюймов) синглу принадлежит рекорд, — он до сих пор является самым продаваемым в истории музыки, — по всему миру разошлось более 3 миллионов экземпляров. Считается, что сингл оказал большое влияние на танцевальную музыку того времени не только технологически, но и стилистически, — доказав, что британская, белая рок-группа способна создавать танцевальную музыку в стиле техно, в то время односторонне разрабатываемом американскими ди-джеями.
Песня до сих пор является одним из узнаваемых клубных хитов, а также идеальной основой для ремиксов. Журнал «Q» в опубликованном в 2003 году списке самых влиятельных песен поп-музыки определил для «Blue Monday» 9-е место — единственная танцевальная композиция в верхней десятке; полученная группой в 2005 году награда журнала «New Musical Express» — «Godlike Genius» — была присуждена, между прочим, благодаря этой песне. Широкую известность получил дизайн сингла: это увеличенная модель гибкой дискеты, с соответствующими прорезями, сквозь которые проглядывала пластинка, при этом название сингла набрано не буквами, а хроматическим кодом, — символизируя, таким образом, окончательное торжество компьютерных технологий в творчестве группы.
Несколько месяцев спустя New Order отправились в Нью-Йорк, где вместе с Артуром Бейкером, продюсером, получившем в то время известность благодаря работе с исполнителями раннего хип-хопа, записали ещё более изощрённый в структурном плане сингл «Confusion», основанный на этот раз на брейкбитовом ритме и динамично построенной секвенсорной секции.
В том же году вышел второй альбом New Order — «Power, Corruption & Lies», перемежавший песни в стилях рок и электро, многие годы считавшийся самым новаторским и влиятельным альбомом в творчестве группы. От былого мрака постпанка в музыке New Order не осталось и следа.
?нтерес New Order к танцевальной музыке не ограничивался записями своих пластинок: в мае 1982 года они открыли диско-клуб «Haçienda», ставший позднее «меккой» британского хауса; участники коллектива также стали приглашаться в качестве продюсеров (Happy Mondays, The Stone Roses, 52nd Street, Section 25 и пр.).
1984—1990
Немного поостыв от технологических экспериментов, New Order сосредоточились на мелодиях, вылившихся в мини-симфонии синглов «Thieves Like Us» (1984) и «Perfect Kiss» (1985). Следом вышли записанные почти одновременно альбомы «Low-Life» (1985) и «Brotherhood» (1986); именно они утвердили ставшее типичным для New Order звучание. Если ровно записанный «Low-life» получил широкую поддержку критиков и поклонников (многими он считается лучшим альбомом группы), то выход противоречиво аранжированного «Brotherhood» показался опрометчивым. В последний альбом вошёл сингл «Bizarre Love Triangle», — один из наиболее популярных и узнаваемых в репертуаре группы, ныне считающийся классикой синти-попа 80-х гг.
Все вышедшие к лету 1987 года синглы в 12-дюймовом формате, вместе с обратными сторонами, были собраны на альбоме «Substance», выходу которого предшествовал хит-сингл «True Faith» (на него был снят популярный видеоклип, поставленный Жаном-Батистом Мондино). В это время к группе приходит коммерческий успех в США.
В начале 1989 года вышел альбом «Technique», ставший кульминацией всех достигнутых к тому времени музыкальных находок группы. Яркий мелодизм, бесконфликтное сочетание полуакустических композиций с танцевальными, уверенный голос Самнера, научившегося-таки, по его признанию, в совершенстве контролировать свой голос, — всё это привело пластинку на 1-е место в английском хит-параде. Синглы с альбома «Fine Time», «Round & Round», — примеры работы New Order в стиле хаус — так же стали клубными хитами. Несмотря на то, что аранжировки альбома технически давно устарели, сохранив для времени лишь мелодии, «Technique» продолжает оставаться самой любимой пластинкой среди поклонников группы.
Летом того же года, по окончании мирового турне, начатого в 1988 году, уставшие друг от друга музыканты занялись сольными проектами.
Сольные проекты и творческий перерыв
В последующие 12 лет New Order находились фактически в ситуации роспуска, лишь эпизодически собираясь и тут же расходясь. Бернард Самнер вместе с Джонни Марром — гитаристом из прекративших к тому времени существование The Smiths — создали проект Electronic, к которому также подключились Нейл Теннант и Крис Лоу из Pet Shop Boys. Electronic выпустили пару хит-синглов («Getting Away With It» — 1989, «Disappointed» — 1992) и одноимённый альбом (1991), получивший похвалы в музыкальной прессе начала 1990-х гг. Синтез эйсид-хауса и гитарного рока получился ещё более естесственным чем у New Order. Было очевидно, что Самнер находился в пике своей творческой активности, так как помимо своего проекта, он сотрудничал в те же годы с 808 State, Technotronic, Beat-Club и Sub-Sub. Проект Питера Хука — Revenge — играл жёсткое техно в стилистике хард-рока, а двое остальных участника New Order (Стивен Моррис и Джилиан Гилберт) так и назвали свою собственную группу — The Other Two, выпустившую несколько поп-синглов.
Весной 1990 года New Order неожиданно собрались в студии для записи гимна английской сборной по футболу для проходившего тем летом чемпионата мира. Сингл «World In Motion», в котором участвовали также ведущие английские футболисты, занял в Великобритании 1-е место, с которого он тут же полетел вниз, как только Англия проиграла Германии. Это единственный сингл в дискографии группы, добравшийся до 1-го места в британском хит-параде.
Вновь участники New Order встретились в конце1992 года для работы над альбомом «Republic». В это время Factory Records, не выдержав затрат на запись альбома Happy Mondays, продаёт весь свой каталог и контракты London Records, под маркой которого New Order закончили и выпустили альбом. «Republic» вышел слишком отшлифованным, перегруженным аранжировками и был по звучанию более близок к Pet Shop Boys, чем New Order. Баланс между роком и электронной музыкой был явно нарушен: лишь открывающую альбом «Regret» можно в полной мере отнести к жанру рока, — всё же остальное пространство пластинки было отдано во власть драм-машин, отбивающих ритмы хауса, и армии синтезаторов, целиком заглушивших мелодии и «живые» инструменты. Тем не менее, альбом занял 1-е место в Великобритании, — в основном благодаря синглу «Regret», ставшим хитом в мае 1993 года (видеоклип песни получил награду Brit Awards). Так или иначе, среди поклонников группы «Republic», вместе с «Movement», считается слабым альбомом, не в последнюю очередь, из-за вышеуказанных аранжировок.
В поддержку альбома летом 1993 года последовали непродолжительные гастроли по США и Европе. В этот период группу снимали для документально-биографического фильма «New Order Story». К тому времени отношения музыкантов между собой осложнились вследствие накопившейся раздражённости и нервного стресса, вызванного банкротством и переходом на новый лейбл. Отыграв последний запланированный концерт в Рединге, музыканты вновь, не объявляя официально о распаде, вернулись к своим сольным проектам.
Electronic выпустили ещё 2 альбома: «Raise The Pressure» (1996; записан с участием Карла Бартоса из Kraftwerk) и «Twisted Tenderness» (1999). Обеим пластинкам, несмотря на удачные синглы с них, не удалось повторить успех дебютного альбома. Питер Хук создал новую группу Monaco, которая, как и The Other Two, выпустили пару альбомов.
1998—2009
В 1998 году New Order вышли из небытия ради нескольких концертов в Англии, а также выступления на радиопередаче Джона Пила на Би-би-си. Впервые в репертуаре New Order, теперь стали полноправно исполняться песни Joy Division. Мнения поклонников группы разделены: одни считают такие выступления довольно неуместными, указывая на совершенную противоположность манеры Кёртиса и Самнера. Другие же наоборот чувствуют себя приобщёнными, таким образом, к легенде постпанка. Вопреки информации, что группа будет записывать новый альбом, New Order записали тогда в студии лишь одну песню — «Brutal» — для звуковой дорожки к фильму «Пляж» (2000). Однако уже полгода года спустя New Order решили всецело возобновить совместную деятельность. Возвращение ознаменовалось первым за 8 лет альбомом «Get Ready», вышедшим в агусте 2001 года. Хотя звучание пластинки можно было предугадать по песне «Brutal», для многих всё же оно оказалось неожиданным: насыщенные агрессивными гитарами, песни имели мало общего с электронной танцевальной музыкой, с которой к тому времени ассоциировались New Order. Альбому предшествовал сингл «Crystal», занявший 8-е место в Великобритании и 1-е в танцевальном хит-параде «Биллборда» в США. «Crystal», как и другой сингл с альбома, «Someone Like You», — единственные более-менее электронно-танцевальные композиции на «Get Ready». В альбоме приняли участие Бобби Гиллеспи из Primal Scream и Билли Корган из Smashing Pumpkins, который не только спел дуэтом в одной из песен, но и отыграл несколько концертов вместе с New Order в качестве гитариста, заменив вынужденную уйти из группы Джиллиан Гилберт. В качестве нового члена группы в состав вошёл гитарист Фил Каннингем из The Doves. В поддержку альбома New Order дали несколько концертов в Северной Америке, Австралии и выступили на ряде европейских рок-фестивалей.
В середине 2002 года вышел художественный фильм Майкла Уинтерботтома «Круглосуточные тусовщики», повествующий о легендарной истории фирмы Factory Records, с которой неразрывно были связаны судьбы Joy Division и New Order. Звуковая дорожка к фильму включала дуэт New Order с Моби, исполненный во время концерта в Америке (давний поклонник группы, Моби также в разное время записывал «кавер-версии» Joy Division и New Order на своих пластинках), и новую песню «Here To Stay», спродюсированную вместе с The Chemical Brothers в бигбитовом стиле (Самнер, в свою очередь, тремя годами ранее сам был приглашён The Chemical Brothers для записи их песни «Out Of Control»).
Весной 2003 года New Order записали реггей Джимми Клиффа 1970 года «Vietnam» — — для благотворительного сборника против войны в ?раке.
В 2005 году выходит последний на сегодня студийный альбом New Order — «Waiting For The Sirens' Call», записанный в классическом формате группы, сочетающий танцевальную электронику и акустику. На этот раз музыканты работали не с одним, а несколькими продюсерами (среди них — Стюарт Прайс, Джон Леки). Альбом занял 5-е место в Великобритании и послужил основой для 4 менее успешных синглов (на втором из них, «Jetstream», New Order поют дуэтом с Аной Матроник из Scissor Sisters).
В поддержку альбома New Order в 2005—2006 гг. объездили с концертами Европу, США и Южную Америку, предпочитая выступления в рамках фестивалей. Осенью 2005 года вышел двойной сборник «Singles», собравший все синглы группы за 1981—2005 гг.
В второй половине 2006 и начале 2007 года New Order работали над звуковыми дорожками к фильму о Яне Кёртисе «Контроль» и новым DVD «Live in Glasgow» (2008). Однако весной 2007 года Питер Хук стал неоднократно заявлять о распаде группы, и о том, что он больше не работает вместе с Бернардом Самнером[1][2]. Однако, Самнер и Моррис опровергли информацию о распаде New Order, заявив, что намереваются в будущем работать без Питера Хука [3]. Так или иначе, по информации на конец 2008 года, все члены группы заняты своими проектами. Самнер вместе с Blank and Jones выпустил сингл «Miracle Cure» и ныне работает над проектом Bad Lieutenant. Хук записывается с Freebass и ездит по миру, выступая в качестве ди-джея. Моррис записывается с Sex Education.
Осенью 2008 года вышли коллекционные переиздания первых 5 альбомов New Order, вызвавшие многочисленные упрёки поклонников.
Эстетика
New Order, как и Joy Division, были самым успешным коллективом на «независимом» лейбле Factory Records (1978—1992). Группа не имела письменного контракта с фирмой и была абсолютно свободна в самовыражении. Оборотная сторона такой свободы на Factory Records выливалась в слабую раскрутку, чаще в отсутствие таковой вообще, в результате чего группа никогда не пользовалась стабильной массовой популярностью, несмотря на то, что многие их песни становились хитами.
На сцене музыканты всегда одеты весьма буднично, без грима, столь свойственного группам Новой волны начала 1980-х. Стоит также отметить, что влоть до середины 1980-х гг. почти половина песен, исполнявшихся группой на сцене, обычно не была ещё выпущена на пластинках и оттого была незнакома аудитории. Это позволяло музыкантам постоянно менять на концертах структуру и текст песен, которые доведённые до совершенства спустя год-два записывались в студии. При этом, большинство песен с синглов не включалось в альбомы.
Все пластинки New Order оформляются Питером Сэвиллом и при Factory Records имели несколько особенностей: лицевая сторона обложек не указывала ни название, ни само имя группы, также отсутствовали изображения музыкантов, — если таковые были, они служили частью концепции дизайна. Названия песен не имели ничего общего с содержанием и зачастую выбирались случайно. На виниловых синглах, у края вдоль этикетки, выводились послания (как правило, часть строчки из песни). Все выступления для телевидения и видеоклипов записывались без использования традиционных в таких случаях фонограмм. Более того, в отличие практики того времени среди электронных групп, проигрывавших на концертах плёнки с заранее записанными фрагментами, New Order выносили компьютеры на сцену, отчего были постоянные накладки в аппаратуре и звуке. В самый ранний период застывшие как статуи музыканты совершенно не разговаривали ни между собой, ни с публикой (бас-гитарист Хук стоял к ней зачастую спиной), кроме того они не давали интервью прессе. Всё это создавало загадочную ауру вокруг группы и способствовало её культовому имиджу.
Многое изменилось с переходом на крупный лейбл London Records (медиаконцерн Warner) в 1993 году после краха Factory Records. Новый лейбл занимается более профессиональной раскруткой группы, однако она не находится среди приоритетных исполнителей компании Warner: лейбл принёс музыкантам цивилизованные финансовые отношения (на «Фэктори» бывшие беспорядочными) и, как следствие, деньги, однако не умножил популярность. Так или иначе, сегодня New Order более не таинственная сумрачная группа. Музыканты охотно дают интервью, перебрасываются шутками с аудиторией на концертах, получают награды, отменили табу на исполнение песен Joy Division, о них снимаются фильмы. ?менно в 2000-х гг. к New Order пришло признание музыкальной прессы. Критики и музыканты отмечают влияние New Order в творчестве таких групп нового поколения, как Interpol, The Killers, The Dead 60s, The Postal Service.
Пластинки так же претерпели изменения: обложки стали включать обычное имя коллектива и название, — но уже не минималистическое, а способное вызвать недоумение, вроде «Get Ready» и «Waiting For The Sirens’ Call». То же самое произошло и с названиями песен, которые в большинстве случаев указывают теперь традиционно на рефрен или содержание («Dracula’s Castle»). Есть мнение, что в наибольшей степени на все эти изменения повлияла смерть менеджера группы Роба Греттона в 1999 году, который ещё со времён Joy Division умело поддерживал в группе и вне её имидж отчуждения и неизвестности.
Дискография
Основная статья: Дискография New Order
Альбомы
Год
Название
Примечания
1981
Movement
Студийный альбом
1983
Power, Corruption & Lies
Студийный альбом
1985
Low-Life
Студийный альбом
1986
Brotherhood
Студийный альбом
1989
Technique
Студийный альбом
1993
Republic
Студийный альбом
2001
Get Ready
Студийный альбом
2005
Waiting For The Sirens' Call
Студийный альбом
Библиография
Brian Edge. Pleasures And Wayward Distractions (Omnibus Press: 1984) — ISBN 0-7119-0527-4
Claude Flowers. Dreams Never End (Omnibus Press: 1994) — ISBN 0-7119-4308-7
Mick Middles. From Joy Division To New Order: The Factory Story (London Bridge: 1996) — ISBN 0-7535-0041-8
Chris Ott. Joy Division’s Unknown Pleasures (Continuum International Publishing Group: 2004) — ISBN 0-8264-1549-0
Dave Thompson. True Faith: An Armchair Guide To The Music Of New Order (Helter Skelter: 2005) — ISBN 1-900924-94-3
Сайт, посвящённый творчеству популярной инди группы DNA Error. Биография, тексты песен, последние новости и расписание концертов – всё это вы можете найти в одном месте! Окунитесь в мир безудержной энергии, трэша и веселья! Красивые философские тексты в сочетании с взрывной музыкой и красивыми мелодиями делают творчество этой группы незабываемым! У нас вы найдёте огромную галерею фотографий с концертов и студий, а также контакты группы. В нашей базе данных музыкантов вы найдёте множество интересных фактов, которые не дадут вам заскучать!