Randy California
Jay Ferguson
Mark Andes
Ed Cassidy
John Locke
Spirit — американская рок-группа, образованная в Лос-Анджелесе в 1968 году и исполнявшая психоделик/прогрессив-рок, насыщенный элементами фолка, блюза, джаза и классической музыки. В период с 1968 по 1977 годы в Billboard Top 100 входили 11 альбомов Spirit.[1]
Творческое ядро коллектива составляли поющий гитарист Рэнди Калифорния (Randy California; настоящее имя — Randolph Craig Wolfe) и барабанщик Эд Кэссиди (Ed Cassidy), их окружение постоянно менялось. Музыкальная критика высоко оценивала творчество Spirit, отмечая стилистическое разнообразие и оригинальность аранжировок. [1]Музыка группы оказала заметное влияние на развитие прог-рока (в частности, на ранних Curved Air). [2]
Меняя состав, Spirit продолжали выступать и записываться вплоть до 2 января 1997 года, когда Рэнди Калифорния утонул у побережья Гавайских островов. [1]
Первая встреча будущих основателей Spirit произошла ранней весной 1965 года, когда в ночном клубе Ash Grove, которым владел Эд Пёрл, выступила фолк-блюзовая группа Rising Sons, в составе которой (помимо Тадж-Махала и Рая Кудера), играл профессиональный джазовый барабанщик Эд Кэссиди (род. 4 мая 1923 года в Лос-Анджелесе, Калифорния). Вскоре последний близко сошёлся с (незадолго до этого разведённой) Бернис Пёрл, сестрой владельца клуба, женился на ней и стал таким образом отчимом её сына, Рудольфа Вулфа, 14-летнего музыканта, живо интересовавшегося в те дни блюзом и фолком.[1]
Red Roosters и Spirits Rebellious
В сентябре 1965 года Вулф и Кэссиди образовали группу Red Roosters, в состав которой вошли музыканты из Сан-Фернардино Вэлли: Джей Фергюсон (вокал, перкуссия) и Марк Андес (бас-гитара). Ансамбль распался, когда Кэссиди с семьёй весной 1966 года направился в поисках работы в Нью-Йорк. Здесь, в Манхэттене, Рэнди познакомился в музыкальном магазине с тогда еще малоизвестным гитаристом Джимми Джеймсом (впоследствии — Хендриксом) и получил от последнего приглашение войти в состав группы Jimmy James & the Blue Flames. Поскольку в группе уже играл один Рэнди (басист Палмер, урожденец штата Техас), Хендрикс стал Палмера звать «Рэнди Тексас», Вулфа — «Рэнди Калифорния». Так у начинающего музыканта появился сценический псевдоним, под которым он и вошел в историю.[1]
Летом 1966 года, когда Калифорния уже отыграл с Хендриксом несколько концертов, последнего заметил менеджер Чес Чендлер, бас-гитарист Animals. Оба вылетели в Англию, где образовали Jimi Hendrix Experience. Хендрикс попросил Рэнди отправиться вместе с ним, но тот в свои 15 лет не решился на такой шаг, а вместо этого вернулся с матерью и отчимом в родной штат. Здесь Рэнди Калифорния и Эд Кэссиди образовали группу Spirits Rebellious (названную так в честь книги религиозного мистика Халила Джебрана), в состав которой вошел также Джон Локк (John Locke), прежде игравший с Кэссиди в New Jazz Trio. [1]
Весной 1967 года Калифорния и Кэссиди встретились с Фергюсоном и Андесом, которые продолжали заниматься музыкой, будучи студентами UCLA. После распада Red Roosters они играли в Western Union (в числе участников которого был брат Марка гитарист Мэтт Андес), некоторое время Марк играл кроме того в Yellow Balloon и Canned Heat. Дуэт присоединился к Spirits Rebellious, после чего название группы сократилось до Spirit. В июне с продюсером Барри Хансеном (позже переквалифицировавшегося в радиоведущего и получившего известность как Dr. Demento) группа записала демо (коммерческий релиз плёнки состоялся лишь 24 года спустя: он был включен в антологию Chronicles. 1967—1992) и прослушалась у продюсера Лу Адлера (известного по работе с The Mamas & the Papas). Адлер незадолго до этого продал свою компанию Dunhill Records (она стала частью ABC Records) и образовал новый лейбл Ode Records, имевшей дистрибутивный контракт с Epic Records. С Ode группа и подписала контракт в августе 1967 года.
Spirit: 1968—1997
В январе 1968 года вышел дебютный альбом Spirit, с синглом «Mechanical World». Большая часть песен была написана Фергюсоном; Рэнди Калифорния был автором лишь инструментальной композиции «Taurus», но с ней вошел в историю (именно эта его гитарная партия вдохновила Джимми Пейджа на создание знаменитого акустического вступления к «Stairway to Heaven»). Альбом более полугода провел в американских чартах, поднявшись в сентябре до 40 места.[1]
В процессе продолжительного турне группа записала музыку к фильму французского режиссера Жака Деми «Model Shop» (русск.: «Ателье моделей»), в котором снялась сама (альбом-саундтрек вышел на Sundazed Records лишь в 2005 году). В октябре 1968 года Spirit выпустили сингл «I Got a Line On You» (композицию Калифорнии), который в марте следующего года поднялся до 25-го места в Billboard Hot 100. На волне этого успеха и второй альбом The Family That Plays Together (декабрь 1968 года) взлетел до 22 места. Фергюсон снова выступил здесь в качестве основного автора: он написал 6 вещей; Калифорния был автором или соавтором пяти остальных. [1]
В июле, 1969 года Spirit (подгоняемые жестким графиком) выпустили третий альбом Clear appeared. Сингл из него, «Dark Eyed Woman» (композиция Фергюсона и Калифорнии) успеха не имел. Часть материала пластинки являла собой продолжение саундтрека «Model Shop» и имела явно «фоновый» характер. Что также не способствовало успеху пластинки. Хитом обещал стать декабрьский сингл «1984», но в тот момент, когда он находился на 69 месте, радиостанции стали вдруг одна за другой снимать его с эфира, напуганные мрачным текстом (написанным по мотивам одноименного романа Оруэлла).
Spirit получили предложение выступить в Вудстоке непосредственно перед Хендриксом, но по совету менеджеров отклонить приглашение. Последние считали, что фестиваль будет событием незначительным, и просчитались, упустив идеальный шанс представить группу всемирной аудитории.
1970 - 1973. Уход Калифорнии и первый распад
В начале 1970 года Адлер перевел свой лейбл под крышу A&M Records, но согласился оставить Spirit в Epic. С продюсером Дэвидом Бриггсом (приглашённым по рекомендации Нила Янга, с ним работавшего) Spirit записали четвёртый альбом, который впоследствии многие музыкальные критики сочли сильнейшим в истории группы. Работа над пластинкой прервалась на несколько месяцев после того, как Калифорния упал с лошади и оказался в клинике с серьёзной травмой черепа. Сингл «Animal Zoo» вышел в июле но не поднялся выше #97.
Альбом Twelve Dreams of Dr. Sardonicus, содержание которого было сформировано совокупностью литературных сюжетов (объединенных общей темой хрупкости человеческой жизни) вышел в ноябре 1970 года. Он тут же обратил на себя внимание музыкальной критики изобретальной работой продюсера, и мастерским использованием Moog-синтезатора (тогда ещё редкого инструмента), а впоследствии приобрёл репутацию одного из самых серьезных концептуальных рок-произведений в истории. Зиму 1970 года и весну 1971-го Spirit провели в гастролях с материалом альбома, но он поднялся в чартах лишь до 63 места. Разочарованные отсутствием коммерческого успеха Фергюсон и Андес покигули состав и образовали новую группу Jo Jo Gunne, куда вошли также Мэтт Андес и ударник Кёрли Смит.
В состав Spirit вошёл новый бас-гитарист Джона Арлисса (John Arliss), но тут Калифорния ушел из группы, чтобы начать сольную карьеру. Кэссиди и Локк пригласили к участию братьев Эла (бас) и Криса (гитара) Стахейли (Al Staehely, Chris Staehely) и с ними записали альбом Feedback (1972). Пластинка, в которой ощущалось заметное влияние музыки кантри (вытеснившей джазовые элементы из аранжировок), достигла того же 63 места в чартах, на котором остановился предшественник. Завершив гастроли в поддержку альбома Кэссиди и Локк ушли из группы, после чего братья Стахейли с новым барабанщиком некоторое время гастролировали под старым названием Spirit. Тур в целом получил высокие оценки в пресе, но группа в начале 1973 году официально объявила о распаде. (Братья в том же году выпустили собственный альбом, «Sta-Hay-Lee».) При этом «Twelve Dreams of Dr. Sardonicus», хоть и покинул чарты, но продолжал звучать на радио (в 1976 году он стал «золотым»), а Epic перевыпустили альбом «The Family That Plays Together», который в июле 1972 года вошел в чарты повторно.
1973 - 1975. Воссоединение и переход на Mercury
Тем временем Рэнди Калифорния подписал с Epic сольный контракт и выпустил осенью 1972 года сольный альбом Kapt. Kopter & the (Fabulous) Twirly Birds. С Кэссиди и новым басистом Ларри Найтом (Larry «Fuzzy» Knight) он провел в Европе гастроли в поддержку своей пластинки. Трио, кроме того, подготовило концептуальный альбом «Potatoland», но лейбл его отверг и Калифорния на некоторое время ушел из музыкального бизнеса, поселившись на Гаваях.
Летом 1973 года на Epic вышел сборник The Best of Spirit, который вошел в списки, вместе с синглом «Mr. Skin» (из альбома «Twelve Dreams of Dr. Sardonicus»). Успешным был и ре-релиз альбомов Spirit и Clear под одной обложкой: это полужил толчком к воссоединению группы. Кэссиди отсудил у братьев Стахейли право на использование названия Spirit, призвал Найта, с группой приглашенных музыкантов вышел в турне (которое длилось с июля 1973 по апрель 1974 года), после чего отправился на Гавайи — за Калифорнией. Вместе с Марком Андесом (покинувши к тому времени Jo Jo Gunne) они возобновили совместные выступления (время от времени приглашая и Локка), а затем с новым басистом Барри Кином (Barry Keene) записали двойной альбом «Spirit of '76», который вышел уже на новом лейбле Mercury Records в мае 1975 года. За ним в октябре последовал Son of Spirit: обе пластинки имели более чем скромный коммеречский успех.
1976 - 1979. Первое воссоединение оригинального состава
Farther Along (1976) был записан уже с Андесом и Локком, к которым присоединился и Мэтт Андес. Временное появление в составе Фергюсона (который, также покинув Jo Jo Gunne, готовил сольный альбом) ознакоменовало первое воссоединение оригинального состава за пять лет. Однако вскоре ушли — и он, и Марк Андес (образовавший группу Firefall) и Локк. Калифорния и Локк пригласили нового бас-гитариста Джона Терлепа (John Turlep), однако, в альбоме Future Games (A Magical Kahauna Dream), вышедшем в январе 1977 года и ставшим последним для Mercury, Калифорния сыграл на всех инструментах.
Группа некоторое время гастролировала в качестве квартета (с Локком и Найтом), затем втроем (без Локка) провела европейские гастроли, запись концерта в лондонском Rainbow Theatre 11 марта выпустив альбомом, который вышел в разных видах на разных лейблах в разных странах. Британская версия Live Spirit (Illegal Records) содержала в себе чисто лондонский материал, в американской (выпущенной Potato Records, собственным лейблом группы) несколько треков были заменены на записанные во Флориде, германская называлась «Made in Germany» и включала в себя песню, записанную здесь на концертах.
1979 - 1982. Сторонние проекты и второй реюнион
В 1979 году Рэнди образовал Randy California Band, а Кэссиди — The Urge (вскоре он присоединился к Rainbow Red Oxidizer). К осени 1980 года они снова были вместе — с басистом Сивом Лориа (Steve «Liberty» Loria) и позже — клавишником Джорджем Валуком (George Valuck). В Британии Beggars Banquet Records (вняв коллективной просьбе читателей журнала Dark Star) выпустили переработанную версию некогда отвергнутого альбома «Potatoland», которая вышла в 1981 году под заголовком The Adventures of Kapt. Kopter and Commander Cassidy in Potatoland (в США пластинка вышла на Rhino Records).
В 1982 году Калифорния выпустил (в Европе) под собственным именем второй сольный альбом «Euro-American», в работе над которым приняли участие четверо его коллег. К концу 1982 году квинтет реформировался в первоначальном составе. К этому моменту Фергюсон имел в своем активе топ-10 хит «Thunder Island» и увлекся созданием музыки к фильмам, Андес побывал в Heart; Локк — в Nazareth. Записанный квинтетом альбом старых и новых композиций вышел (на Mercury) в марте 1984 года под заголовком «The Thirteenth Dream». [1]
1983 - 1989. Годы гастролей
Реюнион оказался непродолжительным: уже в 1985 году Кэссиди и Калифорния гастролировали с клавишником Скоттом Монаханом (Scott Monahan) и бас-гитаристом Дэйвоми Уотербери (Dave Waterbury). Весной того же года Калифорния выпустил третий сольный альбом «Restless», и провел европейские гастроли с материалом пластинки. Летом 1985 года Spirit приняли участие в благотворительном турне, призванном собрать деньги на реставрацию Статуи Свободы. С Калифорнией, Кэссиди и Фергюсоном сыграли басист Фриман Джеймс и клавишник Майкл Льюис.
Калифорния и Кэссиди продолжали возглавлять постоянно менявшийся состав Spirit в течение ещё нескольких лет. После того, как первый из них принял участие в туре Night of the Guitar, организованном I.R.S. Records, лейбл подписал с группой контракт и выпустил её альбом Rapture in the Chambers в апреле 1989 года. Участниками группы значились Калифорния, Кэссиди и Локк, гостем студии – Марк Андес (сыгравший на двух треках).
Следующий альбом Tent of Miracles Spirit выпустили на собственном лейбле Dolphin Records: третьим участником коллектива стал здесь Майк Найл. К этому времени группа стала регулярно высnупать в американских клубах;, европейские гастроли также стали для неё ежегодным мероприятием. [1]
1990 - 1997. Третий и последний реюнион
В 1991-92 годах вышли два сборника: двойной Time Circle (1968-1972) и (призванный восполнить пробелы, в нём допущенные), Chronicles (1967-1992). В октябре 1992 года оригинальный состав (Калифорния, Кэссиди, Фергюсон, Андес, Локк) сыграли в первом отделении Doobie Brothers: это был их первый (за предыдущие семь лет) и последний в истории полный реюнион.
На протяжении следующих пяти лет группа выступала в разных составах и выпустила еще два альбома: концертный Live at La Paloma (1995) и California Blues (1996).
Гибель Рэнди Калифорнии. Архивные релизы и перевыпуски
2 января 1997 года Рэнди Калифорния плавали с 12-летним сыном Куинном неподалеку от Молокай на Гавайах и попали в водоворот. Рэнди сумел вытолкнуть сына на безопасное место, но был тут же унесен в открытое море. Его тело найдено не было.
Гибель Калифорнии означала и кончину старых Spirit. Кэссиди (которому перевалило за 70) продолжал выступать — с составом Spirit Revisited.
Музыкальный журналист Мик Скидмор, работая над историей группы, привел в порядок и перевыпустил все ранее не издававшееся наследие Калифорнии. При его участии вышли альбомы: «Cosmic Smile» (2000, Phoenix Rising Records, продюсер Брюс Гэри), «Sea Dream» (2002), «Blues from the Soul» (2003), «Live from the Time Coast» (2004), «Son of America» (2005), «The Original Potato Land» (2006), «Salvation…the Spirit of '74» (2007), и «Rock and Roll Planet: 1977—1979» (2008, семь последних вышли на британском лейбле Acadia).
Отдельные перевыпуски вышли на Sundazed Records (в том числе «Model Shop», 2005), Ode/Epic/Legacy («The Family That Plays Together», «Clear» и «Twelve Dreams of Dr. Sardonicus», 1996) и Mercury («The Mercury Years», двойной сборник Калифорнии, вышедший незадолго до его гибели).[1]
Дискография
Альбомы
Spirit (1968)
The Family That Plays Together (1968)
Model Shop (саундтрек в фильму Жака Деми)
Clear (1969)
Twelve Dreams of Dr. Sardonicus (1970)
Feedback (1972)
The Best Of Spirit (1973)
Spirit of '76 (1975)
Son of Spirit (1975)
Farther Along (1976
Future Games (1977)
Made in Germany (1978)
The Adventures of Kaptain Kopter & Commander Cassidy in Potato Land (1981)
Сайт, посвящённый творчеству популярной инди группы DNA Error. Биография, тексты песен, последние новости и расписание концертов – всё это вы можете найти в одном месте! Окунитесь в мир безудержной энергии, трэша и веселья! Красивые философские тексты в сочетании с взрывной музыкой и красивыми мелодиями делают творчество этой группы незабываемым! У нас вы найдёте огромную галерею фотографий с концертов и студий, а также контакты группы. В нашей базе данных музыкантов вы найдёте множество интересных фактов, которые не дадут вам заскучать!