Сту́дия популя́рной му́зыки «Реко́рд» (СПМ «Реко́рд», англ. SPM «Record») — первое в СССР российское хозрасчётное предприятие (лейбл) в области звукозаписи, продюсирования музыкальных коллективов и исполнителей, производства концертного оборудования, организации концертов и фестивалей, созданное при Министерстве культуры СССР и действовавшее с 1986 по 1991 годы.
Основателем и художественным руководителем СПМ «Рекорд» является композитор, заслуженный артист РСФСР Юрий Чернавский.
Объединение СПМ «Рекорд» было создано при Научно-методическом центре Министерства культуры СССР в Москве в 1986 году. Студия была зарегистрирована в реестре хозрасчётных объединений СССР под № 2[1].
Цели и структура СПМ «Рекорд»
Целью своей деятельности студия «Рекорд» ставила поиск и всемерную поддержку молодых талантов, а также консультации и услуги профессиональным музыкантам в достижении высоких творческих результатов.
Общее руководство по организации и деятельности студии осуществлял Юрий Чернавский. Его ближайшими помощниками были директор Научно-методического центра Министерства культуры СССР Нина Николаевна Базарова, поддержавшая идею проекта на министерском уровне, руководитель группы «Круиз» Матвей Аничкин и художник-дизайнер Валерий Желтков, друг Чернавского.
СПМ имела несколько филиалов в следующих городах:
Москва — руководитель Михаил Чижиков
Питер — руководитель композитор Виктор Резников
Харьков — руководитель Владимир Ходзицкий
Владивосток — руководитель Николай Томилин
Тамбов — руководитель заслуженный деятель искусств РСФСР Юрий Гуков
Каждый филиал СПМ «Рекорд» имел несколько своих отделений, расположенных в близлежащих областных центрах и областях[1].
Первый год работы (1987)
С началом перестройки в Советском Союзе стал возможным более свободный обмен информацией между Востоком и Западом. В СССР стали очень популярными исполнители западноевропейской танцевальной музыки, такие как группа «Modern Talking» из ФРГ, песни которых были основаны на упрощённых, благозвучных мелодиях и дисковом ритме. Одновременно падал интерес к существовавшей на тот момент советской эстрадной музыке, особенно среди молодёжи. Устоявшаяся советская система звукозаписи (авторы — худсовет — решение — запись — реклама — трансляция и выпуск пластинки) перестраивалась медленно, в то время как музыкальный бизнес стали осваивать молодые люди, вооружённые магнитофонами и дешёвыми синтезаторами.
Чернавский отреагировал на возникшую ситацию на советском музыкальном рынке одним из первых. В 1986 году он записал несколько своих песен с Сергеем Минаевым, набиравшим известность как исполнитель песен «Modern Talking» на русском языке в московской дискотечной среде, и успешно опробовал их на клубной публике. В том числе и будущий хит «Маргарита». Руководитель дискотеки, где работал Минаев, комсомольский работник Сергей Лисовский (ныне — известный бизнесмен и политик), помог Чернавскому в регистрации СПМ «Рекорд», выступив в качестве менеджера проекта. Он же стал первым директором «Рекорда», с которым Чернавский провёл в конце 1986 года первую в СССР дискотеку на 10 000 человек на Малой спортивной арене спортивного комплекса «Лужники». Содействие в этом оказали также руководитель отдела культуры Московского горкома партии Сергей Александрович Попов (позже — депутат Государственной Думы) и руководитель СК «Лужники» Владимир Владимирович Алёшин (позже — депутат Московской городской Думы, советник мэра города Москвы). Первое такого рода мероприятие прошло с большим успехом, получило резонанс в прессе, было одобрено КГБ СССР, Московским горкомом партии, и после этого уже проводилось во многих крупных городах страны.
В 1987 году Сергей Лисовский с согласия и при содействии Чернавского открыл собственную компанию под тем же названием. Чернавский порекомендовал Сергея ответственному работнику райкома партии Бауманского района Москвы Владимиру Евланову, который помог Лисовскому организовать собственную фирму «Рекорд», а ему на смену в СПМ «Рекорд» пришёл Владимир Пеньков (ныне — преуспевающий бизнесмен), сделавший впоследствии очень много для становления студии. После В. Пенькова в начале 1988 года административное руководство студией на короткое время принял профессиональный менеджер Борис Царёв, но вскоре был уволен за несоответствие профилю организации, и в 1988 году директором студии общим собранием членов был выбран вернувшийся из зарубежных гастролей с «Круизом» Матвей Аничкин[1].
Продюсерско-прозводственный центр (1988—1990)
К 1988 году в распоряжении СПМ «Рекорд» находилось трёхэтажное здание Дворца культуры Метростроя на Открытом шоссе. В его круглосуточно охранявшихся помещениях располагались:
Дирекция «Рекорда»
Административный отдел
Касса, бухгалтерия и юридический отдел
Призводственные помещения и склады
Студия звукозаписи под руководством Валерия Жарова и ?горя Матвиенко (ныне — известный продюсер), создавших группы «Класс» и «Любэ», работавших над альбомами В. Малежика, ?. Талькова и др.
Студия звукозаписи под руководством ?горя Бабенко (ныне — ЭС-Б?-АЙ РЕКОРДС (лейбл, Россия), где репетировали и записывались принятые в СПМ «Рекорд» О. Газманов, С. Крылов, Н. Ветлицкая, А. Разин, Н. Грозовская, Ю. Шатунов и др.; здесь же были созданы первый аудиоальбом группы «Ласковый май», первая песня Александра Малинина, с которой он выиграл Гран-при конкурса «Юрмала» 1988 и т. д..
Аудио-студии имели помещения для записи, ремонта аппаратуры и репетиционные комнаты
Концертный отдел под руководством ?горя Литвака (впоследствии генерального менеджера медиа-группы «Мост»)
?нформационный отдел, располагающий аудио и видео аппаратурой для тиражирования методического материала и иллюстрационных фонограмм и видеозаписей под руководством Виктора ?ваницкого
Оборудованный зал для репетиций балета
Цех по производству звуковой аппаратуры (в том числе мощных динамиков) под руководством Владимира Новикова
Цех по производству концертных аккустических систем под руководством Виктора Решетникова (позже — руководитель собственного предприятия по производству аккустических устройств)
Цех по производству концертной световой аппаратуры (софиты, прожекторы, парблайзеры с электронным приводом, синхронизацией и т. п.), оборудованный станками и прессом под руководством Валерия Желткова (впоследствии руководителя конструкторской консалтинговой фирмы в городе Тамбове)
Бесплатное кафе и вспомогательные помещения для отдыха артистов и персонала
В «Рекорде» впервые была зарегистрированна телекомпания «АТВ» («Авторское телевидение»), которую по настоящее время возглавляет известный режиссёр, продюсер и руководитель Анатолий Малкин.
«Рекорд» организовывал гастроли и шоу как новичкам, так и профессиональным артистам и группам, включая Софию Ротару, «Наутилус Помпилиус», Валерия Леонтьева, «Бригаду С», «Альфу», «Ласковый май» и многих других[1].
По заказу Центрального Телевидения в СПМ «Рекорд» был снят ТВ фильм «Здравствуй Мальчик Бананан» (1990).
Закрытие СПМ «Рекорд» (1991)
Во второй половине 1980-х годов студией «Рекорд» были реализованы следующие проекты[1]:
— Впервые были профессионально записаны песни Владимира Малежика, ?горя Талькова, Демы Громова, Виктора Березинского и многих других.
— Записаны первые альбомы групп «Ласковый май», «Любэ», «Амнистия» и др. молодых артистов и групп.
— Записано множество экспериментальных работ, направленных на слияние с западноевропейским шоу-бизнесом, в том числе проводились творческие встречи с известным Голливудским музыкальным продюсером Дезмондом Чаилдом.
— Записаны саунд-треки к церемониям открытия ?гр доброй воли в Москве (1986) и Междунардного фестиваля «?ндия — СССР» в Дели (?ндия, 1987)
— Всего за четыре года существования, в студиях звукозаписи «Рекорда» было записано более 15 000 часов музыкального материала.
— В 1989 году в объединении работало уже более 500 человек.
— В 1988 году для участников «Рекорда» были организованы регулярные конференции по изучению английского языка, которые проводились в отелях города Сочи.
— В «Рекорде» были разработаны концертные акустические и световые системы, до сих пор используемые в российском шоу-бизнесе.
Тем не менее, официальные средства массовой информации и руководящие органы не жаловали СПМ «Рекорд» вниманием. К студии критически относились в Куйбышевском райкоме партии города Москвы, на территории которого находилось объединениие. Проекты «Рекорда» по развитию творчества молодых артистов продолжали блокироваться советскими органами идеологии и культуры, и в конце осени 1991 года студия «Рекорд» прекратила свою деятельность.
Публикации о СПМ «Рекорд» стали появляться в центральной прессе уже после его закрытия. Первое упоминание о «Рекорде» на Центральном телевидении произошло только в 1992 году во время демонстрации фильма о Ю. Чернавском «Здравствуй, мальчик Бананан!»
Главным направлением работы СПМ «Рекорд» был поиск новых современных музыкальных стилей с дальнейшей интеграцией российских молодых исполнителей в международный шоу-бизнес. Многие участники «Рекорда» стали российскими знаменитостями. Таким образом, Студия «Рекорд» внесла большой вклад в зарождение в России коммерческой поп-музыки:
Юрий Чернавский — это студия «Рекорд», с которой, собственно, и началась наша поп-музыка[2].
Каждый из руководителей творческих и производственных отделов «Рекорда» впоследствии стали руководителями успешных коммерческих компаний.
Книга Л. Е. Резниковой «Где же ты, мой сыночек, где ты?» о композиторе Викторе Резникове (…в Москве была организация «Рекорд», которой руководил Ю. Чернавский. Виктору предложили создать в Ленинграде что-то вроде филиала. Так возник питерский «Рекорд»…).
СПМ «Рекорд» (Москва) •«How's That Music» (Берлин) •«LA 3D Motion» (Лос Анджелес) •«Mir-United» (Лос Анджелес) •«HOLO» LLC. (Лос Анджелес)
Международные фестивали
(музыкальный директор)
XII международный фестиваль молодёжи и студентов (Москва, 1985) •?гры доброй воли (Москва, 1986) •Междунардные фестивали «?ндия — СССР» (Москва-Дели, 1987-1988)
Дискография
Кружатся диски •Динамик I •Динамик II •Банановые острова •Автоматический комплект •Superman •Лунное кино •Сезон чудес •Следствие ведут Колобки •Magic Tour •Выше Радуги •Only You (Shape CD) •Beyond the Banana Islands •Санта Барбара •По дороге в Голливуд •Новогодний романс •Динамик 82. Антология 19 •Юрий Чернавский «Золотая Коллекция» •Hollywood Dreams Vol. 2
Песни-хиты
Здравствуй, мальчик Бананан •Зурбаган •Острова •Маргарита •Робот •Банановые острова •Белая панама •Superman •Белая дверь •Лунное кино •Танго •Отраженье в воде
Сайт, посвящённый творчеству популярной инди группы DNA Error. Биография, тексты песен, последние новости и расписание концертов – всё это вы можете найти в одном месте! Окунитесь в мир безудержной энергии, трэша и веселья! Красивые философские тексты в сочетании с взрывной музыкой и красивыми мелодиями делают творчество этой группы незабываемым! У нас вы найдёте огромную галерею фотографий с концертов и студий, а также контакты группы. В нашей базе данных музыкантов вы найдёте множество интересных фактов, которые не дадут вам заскучать!