Bathory — легендарная шведская музыкальная группа, внёсшая огромный вклад в развитие таких жанров металической музыки, как блэк- и викинг-метал,[1] возникшая в Стокгольме в 1983 году. Творчество группы также породило множество подражателей.[1] В составе Bathory побывало множество музыкантов, но лидером в начале творческого пути и фактически единственным участником в конце был Quorthon (Tomas Forsberg, 17.02.1966 — 07.06.2004). Группа также известна тем, что за всё время существования дала всего несколько концертов (в 1984 году). Группа сняла единственный видеоклип на одну из известнейших своих песен One Rode to Asa Bay; как и сама песня, клип посвящён крещению ?сландии.
Существование группы прекратилось в июне 2004 года, когда Quorthon был найден мёртвым в собственной квартире. Причиной смерти 38-летнего музыканта стала сердечная недостаточность.
Музыкальный коллектив Bathory был основан в 1983 году в Стокгольме Томасом Форсбергом, ставшим впоследствии более известным под псевдонимом Quorthon. До образования группы Куортон играл в панк-рок группе, но после знакомства с творчеством Venom и Motorhead музыкальные взгляды Куортона изменились.[1] В первый состав группы, помимо самого Куортона, вошли басист Hanoi и барабанщик Vans, впоследствии сделавший себе карьеру на съёмках видеоклипов (одними из самых известных его работ являются Prodigy "Smack My Bitch Up", Madonna "Ray Of Light" и Metallica "Turn The Page").
В то время Куортон носил псевдоним Black Spade и записывал музыку на дешёвый магнитофон для собственного удовольствия. Многие те ранние записи так и не нашли слушателя, однако некоторые из них -Satan My Master, Witchcraft и Die In Fire - вышли на сборниках группы. Поворотным моментом в творчестве группы стало знакомство её участников с сотрудником лейбла Tyfon Grammofon известного под псевдонимом Босс. Босс согласился включить несколько композиций группы на готовящийся к выходу сборник Scandinavian Metal Attack. Через несколько месяцев Ace Shoot (тогдашний псевдоним Куортона) меняет свой псевдоним на Quorthon Seth. Вышедший сборник имел большой успех, однако это не помогло стать группе широко известной - дав несколько концертов в Стокгольме и Alvik из группы уходят все участники и она перестаёт давать концерты. В 1985 году Куортон остался один.
Однако это событие не смутило музыканта и, пригласив сессионных участников, он за 56 часов[1] записывает дебютный альбом Bathory. Запись альбома участникам обошлась в 200 долларов, а непосредственно его запись проходила в одном из гаражей южного пригорода Стокгольма (гараж получил название Heavenshore Studios). Первоначальный материал звучал около 24 минут, но этого было недостаточно для полноформатного альбома. Тогда была придумана композиция Hades и, буквально через 15 минут, была записана.[1] Продюсирование альбома занялся упомянутый Босс. В итоге альбом принёс некоторую славу группе, одним из составляющих факторов чего явилась очень некачественная запись, привнёсшая в звучание группы жёсткость и атмосферу.
1985-1990
Следующий альбом группы - The Return... - должен был записываться уже в профессиональной студии, однако из-за пьянки участников и приёма наркотиков басистом группа была выдворена из студии, так и не записав его целиком. В итоге запись альбома пришлось производить собственными силами, что придало его звучанию ещё больше злобы.[1] Альбом прославил группу ещё больше: для распространения альбома был получен предварительный заказ в 10000 экземпляров, было намечено турне вместе с Celtic Frost и Destruction (так и не состоялось). В качестве барабанщика приглашался Carsten Nielsen из Artillery (отказался) и Chris Witchhunter из Sodom (репетировал c Куортоном около 2 недель). Запись Under the Sign of the Black Mark проходила в упомянутой Heavenshore Studios. Выход альбома осуществлялся силами Tyfon Grammofon на родине, Under One Flag в остальном мире, а в США альбом был выпущен New Renaissance Records.
Для записи следующего альбома - Blood Fire Death - были приглашены барабанщик Vvornth и басист Kothaar, который долго в группе не задержался и ушёл уже по истечении полугода. Однако его игру на бас-гитаре можно слышать на альбоме, а видеть его можно на одной из фотографий где участники группы изображены в виде викингов с мечами в руках. Лирическая составляющая альбома отошла от тематики сатанизма и антихристианства и пошла в направлении повествования о жизни и обычаях викингов. Произошли изменения и в музыкальном плане - музыка стала более атмосферной, появился хор и орган. В качестве обложки альбома использовалась работа известного норвежского художника Петера Николая Арбо Дикая охота.
После выхода альбома в 1988 году Куортон готовится к записи Blood on Ice - концептуального альбома, посвящённого жизни викингов. Альбом должен был также включать в себя нереализованные композиции прошлого альбома. Однако, начав запись и сочинение, Куортон перестаёт этим заниматься. Попытавшись начать снова в 1989 году Куортон снова бросает запись. Помимо этого Куортон записывает 8 композиций в ином направлении для будущего альбома Requiem, но и этот альбом не выходит. Но в 1990 году Куортон опять возвращается к работе и, на этот раз, записывает Hammerheart в Heavenshore Studios. Запись альбома проходила без преувеличения в ужасных условиях: в помещении студии-гаража в это время производился ремонт, на полу валялись груды щебня, а освещения как такового не было вообще.[1] При этом гитара прописывалась на кухне, а вокал в ванной, где Куортону приходилось сидеть на коленях для создания хорошей акустики. ?грал на всех инструментах также Куортон, используя в качестве ударных драм-машины, а также иногда задействуя Vvornth.
В итоге было записано 13 композиций, семь из которых вошли на альбом. Альбом продолжил викинговскую концепцию, музыка стала насыщенной различными атмосферными элементами: хоры, звуковые эффекты и т.д. Композиции стали звучать по 6-10 минут. Лирика альбома продолжила темы викингов, природы, язычества и т.д. На композицию One Rode to Asa Bay был снят видеоклип, а альбом был выпущен лейблом Noise Records.
1991-1998
Разочарованный сотрудничеством с лейблом Noise Records в 1991 году Куортон основывает свой собственный лейбл - Black Mark Records. На нём же в этом году выходит Twilight of the Gods, где Куортон исполнил партии всех инструментов. Альбом продолжил тематику викингов, однако работа в шведской студии Montezuma проходила очень вяло. Тем не менее релиз был хорошо принят. Музыкальные композиции стали ещё длиннее, появилось больше медленных акустических проигрышей. Кроме того для финальной композиции была использована тема из из симфонической сюиты "The Planets" английского композитора Густава Холста.
В 1993 году, в честь 10-летнего юбилея группы, выходят сборники Jubileum Volume I и Jubileum Volume II, после выпуска которых Куортон решил заняться сольной деятельностью под своим именем. После записи сольного альбома The Album Куортон возвращается к Bathory и практически за месяц записывает материал альбома Requiem, который отличался не только от его сольного творчества, но и всего творчества Bathory. Музыкально релиз лежал в области дэт/трэш-метала. Через полгода, уже в 1995 году, выходит ещё один альбом - Octagon, стилистически имеющий уклон в трэш-метал. При записи обоих альбомов все партии инструментов, за исключением ударных, записывались Куортоном. С последнего альбома, до его выпуска, Куортон убрал композиции Genocide и Resolution Greed, заменив их кавер-версией композиции Deuce группы Kiss.
Выпуск альбомов обратил на творчество Bathory взор поклонников группы, которые ещё с 1989 года писали Куортону письма и просили его издать старый материал. В итоге Куортон в течение всего лета 1995 года дописывал и переписывал старые композиции, а в 1996 году уже производил микширование. В этом же году и вышел викинговский Blood in Ice. Концептуально альбом рассказывал историю мальчика, деревня которого была сожжена, а родители убиты неизвестными захватчиками. В течение альбома мальчик мужает, обретает силу и мстит убийцам. В 1998 году выходит заключительный сборник серии Jubileum и ности название Jubileum III. На сборник вошли лучшие композиции с последних трёх альбомов и шесть ранее нереализованных композиций. В 1998 году Куортон сообщает, что вскоре на прилавки магазинов должен поступит новый альбом группы под названием Nemesis (название впоследствии было изменено на Destroyer of Worlds, а сам альбом вышел в 2001 году).
1999-
Время шло, но новый альбом так и не выходил. В своих интервью Куортон сообщал, что весь материал уже записан, но ввиду непонятных задержек лейбла Black Mark Productions релиз не издаётся. В ноябре 2000 года поступило сообщение от главы лейбла о том, что альбом выйдет в октябре 2001 года. До выхода Destroyer of Worlds лейблом реализуется промо-сборник Katalog, включивший и одну композицию с грядущего альбома под названием Lake of Fire. Релиз также содержал ещё 10 композиций из раннего репертуара группы, однако приобрести сборник можно было лишь через ?нтернет на официальном сайте лейбла. Наконец в 2001 году выходит долгожданный альбом, вобравший в себя стилистику многих прошлых релизов группы. Концпетуальной же основы как таковой на альбоме не присутствует, однако сам Куортон утверждает что лирически альбом посвящён теме конца мира, атомной бомбе и воздушным атакам.
Название
Название группы инспирировано именем жившей в XVII веке венгерской графине Елизавете Батори, которой некоторыми историками приписывается нечеловеческая жестокость. Однако это название не было первоначальным, а таковым было Nosferatu, которое сменилось на Natas, потом на Mephisto. Однако на этом смены названия не заканчиваются: следующим стало Elizabeth Bathory, затем Countess Bathory и наконец Bathory.
Лирика
Лирической составляющей ранних композиций группы были воинствующий сатанизм и антихристиантсво. Сам же Куортон, по поздним признаниям, не считал себя сатанистом, а целью таковых песен было эпатирование.[1] В середине 80-х в тематике песен преобладали оккультные сюжеты, позже Quorthon отошёл от этих идей и посвятил своё творчество культуре викингов. Некоторые сравнивали новый стиль Bathory с более ранними работами группы Manowar, посвящёнными той же тематике. Однако, по словам Квортона, поклонником Manowar в группе был не он, а ударник Vvornth.[2]
Видеоклип
За всю историю существования группы был снят всего один видеоклип на композицию One Rode to Asa Bay с альбома 1990 года Hammerheart. Финансирование клипа легло на самого Куортона, так как лейбл выдавать указываемую сумму отказался. В итоге Куортон вынужден был потратить на съёмки клипа 3 тысячи долларов из своих собственных средств, для чего ему пришлось продать значительную часть музыкальных пластинок из своей коллекции.[1]
Видеоклип задумывался как своеобразный мини-фильм с актёрами и декорациями, а также сюжетом, соответствующим лирике композиции. Последняя же была посвящена приходу христианства в Скандинавию. Непосредственно съёмки проходили в пригородах Стокгольма и длились около двух недель, а съёмочная группа работала в большом напряжении большую часть дня. Для нужд съёмок была специально построена деревня викингов, закуплены, сшиты и созданы одежда для массовки, оружие и украшения. В частности для съёмок древних золотых украшений было получено разрешение шведского правительства,[1] а в качестве горящего моря снимали разлитые по поверхности воды 200 литров бензина.
В итоге Куортон получил 14 часов видеоматериала и похудел на 11 килограмм. Однако смонтировать его не успел и уехал в промо-тур по Европе. После возвращения на родину он обнаружил, что материал уже смонтировал оператор, а также разослал получившийся видеоклип на лейбл и на телевидение, а сам уехал вместе со всеми плёнками. По некоторым данным Куортон отказывался смотреть этот клип и так его и не увидел.[1]
Легенды и слухи
Вокруг творчества группы, а также её участников и, в особенности, вокруг Quorthon'a, ходило множество слухов легенд. В частности самому Quorthon'у приписывали такие имена как Pugh Rogerfeldt и Runka Snorkarka. Упорным был также слух, что он является сыном главы лейбла Black Mark Productions Бори Форсберга. В некоторых журналах писалось что Куортон живёт в пещере, ест младенцев и пьёт человеческую кровь.[1] Кроме того немаловажное значение для воцарения над группой ореола загадочности и мистичности имел тот факт, что Куортон на многих фотографиях в журналах был изображён один.
Таинственность и недосказанность - это, конечно же, часть легенды БАТОР?, - говорил Куортон, - они родились вместе с командой, в далеких восьмидесятых, с самого начала... и причина того вполне очевидна: нам было просто нечем похвастаться, нечего сказать - и потому, конечно, проще было спрятаться и секретничать где-то из-под колоды. Я хочу сказать, что как-то специально тайн не планировалось: они просто стали необходимостью...[3]
Попытка приоткрыть завесу тайн маэстро попытался, написав правдивую историю BATHORY в буклете к альбому Blood on Ice, но из этого ничего не вышло:
К альбому Blood On Ice прилагался буклет, в котором я не без иронии изложил реальную историю БАТОР?, со всеми мучениями и злоключениями, историю, лишенную намека на величественность и попытки канонизирования. Там я рассказывал о том, как записывал свои альбомы, запершись где-то в ванной или скрючившись среди обломков старых машин в гараже, по совместительству служившем личной студией звукозаписи. Думал, что народ отнесется к этим историям с должным юмором, посмеется... ага! Как бы не так! Очень скоро я убедился, что фэны просто не желали их слышать. Плевать на правду, они не хотели правды, которая убивала легенды о BATHORY![3]
Среди прочих слухов был и такой, что на ударных на альбоме Under the Sign of the Black Mark играл Chris Witchhunter из Sodom, который действительно репетировал с Куортоном. Однако сам Куортон сообщал что были записаны как живые ударные, так и драм-машина. Но кто играл на живых он не помнит.[1]
Состав
Последний состав
Quorthon (Tomas Forsberg) — все инструменты и вокал
Бывшие участники
Бас:
Freddan (Fredrick Hanoi) (1983—1984)
Kothaar (1988)
Ударные:
Йонас Окерлунд (Vans McBurger) (позже стал известным режиссёром видеоклипов) (1983—1984)
Vvornth (1988)
Дискография
1983—2004
Год
Название
Лейбл
1984
Scandinavian Metal Attack
(сплит с Oz, Trash, Spitfire и Zero Nine)
Tyfon Grammofon
1984
Bathory (рабочее название — Pentagrammaton)
Under One Flag
Black Mark Productions
1985
The Return....... (рабочее название — Revelation of Doom;
полное название — The Return of the Darkness and Evil)
Under One Flag
Black Mark Productions
1987
Under the Sign of the Black Mark (рабочее название — Nocturnal Obeisance)
Quorthon
Freddan · Jonas Åkerlund · Vvornth · Kothaar
Студийные альбомы
Bathory ·The Return....... ·Under the Sign of the Black Mark ·Blood Fire Death ·Hammerheart ·Twilight of the Gods ·Requiem ·Octagon ·Blood on Ice ·Destroyer of Worlds ·Nordland I ·Nordland II
Сборники
Jubileum Vol. I ·Jubileum Vol. II ·Jubileum Vol. III ·Katalog ·In Memory of Quorthon
Сайт, посвящённый творчеству популярной инди группы DNA Error. Биография, тексты песен, последние новости и расписание концертов – всё это вы можете найти в одном месте! Окунитесь в мир безудержной энергии, трэша и веселья! Красивые философские тексты в сочетании с взрывной музыкой и красивыми мелодиями делают творчество этой группы незабываемым! У нас вы найдёте огромную галерею фотографий с концертов и студий, а также контакты группы. В нашей базе данных музыкантов вы найдёте множество интересных фактов, которые не дадут вам заскучать!