Blue Сheer (русск. Блю Чир) — американская рок-группа, образовавшаяся в 1967 году в Сан-Франциско и названная «в честь» разновидности LSD[1] (в свою очередь, это уличное название наркотика было заимствовано у марки стирального порошка «Голубой привет» компании Procter & Gamble)[2]. Blue Cheer стали одной из ведущих групп калифорнийской психоделической сцены, но отличались от других представителей своего направления утяжелённым звучанием и радикальными экспериментами со звуком, вследствие чего были впоследствии причислены к числу пионеров эйсид-рока, heavy-metal [3], стоунер-рока и гранжа [4].
В первый состав Blue Cheer 1966 года входили шестеро музыкантов. К началу 1967 года в ходе сценических и студийных экспериментов выкристаллизовалось ядро: поющий басист Дики Питерсон (англ. Dickie Peterson) (в прошлом — участник Group B, записавшей 2 сингла), гитарист Ли Стивенс (англ. Leigh Stephens) и барабанщик Пол Уэйли (англ. Paul Whaley) (из Oxford Circle, группы, выступавшей с Grateful Dead и выпустившей один сингл: «Mind Destruction/Foolish Woman»). [5]. В начале 1968 года у трио вышел первый сингл с кавером Эдди Кокрэна «Summertime Blues»[6], поднявшийся до 14-го места в списках журнала Billboard.[7]
Дебютный альбом Vincebus Eruptum, построенный на громоздких, сочных риффах со сдвоенными гитарными соло (разведёнными по разным каналам), выпущенный в январе того же года, поднялся до #11 в США[8] и остался самым коммерчески успешным релизом за всю историю коллектива[5]. В альбом и вошел первый хит группы, упомянутый выше «Summertime Blues» (а также композиция «Out Of Focus» с оборота этого успешного сингла: ее Дики Питерсон написал в те дни, когда лечился в больнице от гепатита).
В какой-то момент группа была настолько популярна, что у неё на разогреве играли Pink Floyd. Концертные выступления Blue Cheer в эти дни по воспоминаниям современников производили ошеломляющее впечатление. Blue Cheer приобрели репутацию самой оглушающей группы мира. Джефф Далби, автор комментариев к сборнику Louder Than God (Rhino Records, 1986), писал:
На их концертах я начал глохнуть, и почти утратил слух - возможно, до конца своей жизни. Blue Cheer были самым оглушающим явлением в моей жизни. С точки зрения громкости никто не может с ними сравниться по сей день. Это были три крошечные фигурки длинноволосых парней и устрашаюшие горы усилителей, расположенные так плотно, что в буквальном смысле слова занимали все пространство на сцене.[5]
Дополнял «угрожающую» ауру, формировавшуюся вокруг группы, «Ангел Ада», байкер по прозвищу Gut, выполнявший обязанности менеджера.[9]
Второй альбом Outsideinside (Philips Records, 1968)[6] был разделен на две части: «внешняя» (Outside) была записана на складах Нью-Йорка и Сакраменто, внутренняя (Inside) — на обычных студийных сессиях, с тем же продюсером Эйбом Кэшем (англ. Abe 'Voco' Kesh). Группа лишь немного сбавила мощь звукового напора, расширив внутренние пространства звука — благодаря работе клавишника Рэлфа «Бёрнза» Келлога (англ. Ralph 'Burns' Kellog), перешедшего из сан-францисской блюзовой группы Mint Tattoo. Заключительный трек «Come And Get In» критики относят к первым образцом спид-метала в истории рока[5]. Альбом поднялся до #90 в списках «Биллборда»[8].
Группа поддержала альбом крайне рискованным турне, которое Стивенз позже называл «пугающим и опасным». Каждый концерт завершался полным уничтожением инструментов, что с энтузиазмом встречалось аудиторией. Гитарист Ли Стивенс вспоминал:
Как-то раз моя гитара упала на голову зрителю, во второй раз зритель был ранен тарелкой... Да и во время песен я не раз останавливался, думая: боже, что происходит? Насилие перенеслось и в репетиционные залы и в студии. Я понимал, что схожу ума. Никто не мог остановить эту цепную реакцию. Все вышло из-под контроля.[5]
После выхода второго альбома Стивенс покинул состав. Позже он записал в Британии два сольных альбома (с Кевином Уэстлейком из Blossom Toes и группой сессионных музыкантов) и был участником двух групп: Silver Metre и Pilot. В составе Blue Cheer его заменил Рэнди Хоулден (англ. Randy Holden), в недавнем прошлом — лидер группы The Other Half. Последний ещё более утяжелил звук, однако принял участие в записи лишь части материала третьего альбома New! Improved! Blue Cheer (#84, Billboard 200)[8], а именно 3 номеров, что составили его 2-ю сторону, на 1-й же стороне оригинального винилового диска записался уже другой соло-гитарист, Брюс Стивенс (Bruce Stephens). На диске наряду с психоделическими балладами присутствуют и элементы кантри-рока[5].
Вскоре после выхода пластинки барабанщик Пол Уэйли покинул состав: его заменил Норман Мэйелл (англ. Norman Mayell), до этого игравший в сан-францисской группе Sopwith Camel. Дики Питересон остался единственным участником первого состава, и стиль группы окончательно сгладился. Четвёртый, именной альбом, выпущенный Philips Records в конце 1969 года, если и был замечен, то лишь благодаря синглу «Hello L.A., Bye Bye Birmingham» (кавер Delaney & Bonnie). Участие в записи принимал уже и новый гитарист Гэри Йоудер (англ. Gary Yoder), опытный музыкант и композитор, вскоре ставший основной творческой единицей в группе. От жёсткой психоделии и анархо-блюза группа постепенно перешла к хард-року, впрочем, по-прежнему далёкому от мэйнстрима. Многие критики отметили, что заметно улучшился вокал Питерсона. Записи этого времени представлены также в сборнике Good Times Are So Hard To Find: The History Of Blue Cheer. [5]
Пятый альбом BC #5 The Original Human Being некоторые критики сочли лучшей работой Blue Cheer, приветствовав возвращение к психоделическому року (с элементами эсид-блюза и прогрессив); некоторые, однако, по этой же причине его раскритиковали. Все, впрочем, сошлись на том, что лучшей вещью пластинки является «Good Times Are So Hard To Find», созвучная музыке поздних Yardbirds.
В конце 1970 года также на Philips вышел шестой альбом Oh! Pleasant Hope, имевший уже немного общего с ранним шумовыми экспериментами, но в чём-то напоминавший психоделию Grateful Dead и The Band. В записи альбома принял второй гитарист Ричард Педдикорд (Richard Peddicord).
Распад и воссоединения
В 1972 году, разочарованная отсутствием коммерческого успеха, группа распалась. Йоудер и Келлог стали сейшн-музыкантами. Норман Мэйелл присоединился к возродившимся Sopwith Camel. Дики Питерсон с братом Уиллом основал Peterbildt, группу, ставшую популярной среди лос-анджелесских «Ангелов Ада», но так и не выпустившую ни одной пластинки.
В 1975-м Питерсон пытался возродить проект с новыми коллегами, но эта затея провалилась. Вторая попытка была осуществлена в 1978-м, когда собрались вместе Питерсон, Тони Рэйнер (англ. Tony Rainier, гитара) и Майкл Флэк (англ. Michael Fleck, ударные). Третья — в 1984: с барабанщиком первого состава Полом Уэйли и все тем же Рэйнером. Этот состав выпустил альбом The Beast Is Back на Megaforce Records, куда вошли некоторые песни классического репертуара, исполненные заново («Summertime Blues», «Out Of Focus», «Parchment Farm», «Babylon»), а также новые композиции.
В 1988 состоялся очередной реюнион: Питерсон и Уэйли пригласили к участию в нём Эндрю «Дака» Макдоналда (англ. Andrew 'Duck' McDonald) (гитара): результатом гастролей в Японии стал концертный альбом Hello Tokyo, Bye Bye Osaka. Трио затем записалось в Уэльсе, пригласив к участию давнего друга Дэйва Андерсона из Hawkwind. Продюсером альбома Highlights And Lowlives стал грандж-продюсер Джек Эндино. В 1991 году место Макдоналда занял Дитер Заллер (англ. Dieter Saller): этот состав в июне 1992 года записал альбом Dining With The Sharks.[5], но в 1993-ем Уэйли опять бросил барабаны.
С 1994 по 1999 годы коллектив бездействовал, но затем Питерсон, Уэйли и Макдоналд вновь сошлись под вывеской Blue Cheer и продолжили выступать, правда, эпизодически Уэйли и Макдоналда подменяли другие музыканты. Летом 2007 года группа выпустила альбом What Doesn’t Kill You…. Затем вышел DVD Blue Cheer Rocks Europe (Rainman Records), первый сборник, собравший все записи концертных выступлений группы за всю её историю[9]. ?стория Blue Cheer завершилась осенью 2009 года: 12 октября в возрасте 63 лет от рака скончался Дики Питерсон.
?сторическое значение
Blue Cheer, пионеры хэви метал, эйсид-рока и блюзовой психоделии, оказались «блудными сынами сан-францисской сцены». Склонная хвалить, скорее, Jefferson Airplane, Quicksilver Messenger Service и Grateful Dead, пресса о группе писала мало и без симпатии. Антрепренёр Билл Грэйэм (Bill Graham) однажды без объяснений отменил концерт группы в своём зале «Fillmore East», и даже Джими Хендрикс, которого боготворили участники Blue Cheer, ни разу о группе не высказался благожелательно.
Между тем, Blue Cheer открыли американский путь в heavy metal, собственную разновидность тяжёлого металла, рождённую из структур электрического блюза и исполненного на максимальной громкости со всеми возможными искажениями, с контрапунктом между мелодичным «центром» композиции и гитарным соло, ход её то ускорявшим, то замедлявшим… Питерсона сегодня многие относят к числу первых трэш-вокалистов. [5]
В 1990-х годах наследие Blue Cheer стало приобретать культовую популярность: группу объявили родоначальниками прото-гранжа. Её композиции исполняли в числе прочих Smashing Pumpkins и Mudhoney, а итальянский лейбл Black Widow выпустил альбом-трибьют Blue Explosion.
Сайт, посвящённый творчеству популярной инди группы DNA Error. Биография, тексты песен, последние новости и расписание концертов – всё это вы можете найти в одном месте! Окунитесь в мир безудержной энергии, трэша и веселья! Красивые философские тексты в сочетании с взрывной музыкой и красивыми мелодиями делают творчество этой группы незабываемым! У нас вы найдёте огромную галерею фотографий с концертов и студий, а также контакты группы. В нашей базе данных музыкантов вы найдёте множество интересных фактов, которые не дадут вам заскучать!