a-ha
a-ha | |
a-ha в 2005 году |
|
---|---|
Годы |
1983 — 1994, |
Страна |
Норвегия |
Жанр |
новая волна, синти-поп, поп-рок |
Лейбл |
Warner Bros., |
Состав |
Пол Воктор-Савой |
a-ha (русск. а-ха) — норвежская музыкальная группа, созданная в 1983 году в городе Осло. a-ha — один из ведущих коллективов стиля электро-поп, появившегося на излете «новой волны». Музыке a-ha присущи графичный, несколько холодноватый («скандинавский») стиль, синтезаторно-гитарное звучание, выразительная балладная мелодика вкупе с ненавязчивой танцевальностью, романтичное, иногда исполненное лёгкой грусти, настроение.
Содержание |
Биография
Начало
Будущие участники группы Пол Воктор и Магне Фурухолмен начали «музицировать» еще в юности, когда им было десять и двенадцать лет соответственно. Они играли в различных коллективах, пока однажды судьба не свела их вместе. В 1976 году они решили собрать группу, назвав её Bridges. К ним присоединились Вигго Бонди (Viggo Bondi) и Квестин Йеванорд (Qystein Jevanord). Когда на их пути впервые встретился будущий лидер-вокалист a-ha Мортен Харкет, он был всего лишь одним из посетителей концерта Bridges. Ему понравилась музыка и он познакомился с Вигго, а затем и с остальными участниками. После очередного выступления Bridges, он возвращался домой вместе с Магне и у них состоялся достаточно продолжительный и откровенный разговор во время которого выяснилось, что у них много общего, жизненная философия, творческие взгляды. В то время Мортен пел в группе «Souldier Blue». В 1980 году у Bridges вышел альбом «Fakkeltog», который, увы, успеха не имел.
Магне слышал о Мортене и знал, что он хороший вокалист. Но прошло еще немало времени, прежде, чем Магне связался с Мортеном и предложил присоединиться к ним. К тому времени Пол и Магне уже выросли из рамок Bridges, их уже не устраивали выступления на школьных вечеринках и т. п. Они хотели уехать в Англию, а остальные участники группы — нет. Они предложили отправиться с ними и Мортену, но тот был доволен тем что имел и тоже отказался.
В 1982 году Пол и Магне вдвоём отправились в Лондон, дабы продолжить свою музыкальную карьеру. Пробыв в столице Туманного Альбиона восемь месяцев, они потратив все свои накопления, разочарованные, вернулись на родину.
В начале 1983 года парочка друзей вновь предложила Мортену присоединиться к ним в качестве вокалиста, и тот, наконец, согласился. Дома у родителей Пола молодые люди записали несколько демо. Придумано было и новое, краткое, лёгкое и запоминающееся имя для группы — a-ha. На самом деле это было названием для очередной песни и Пол выбирал между «a-ha» и «a-hem». Мортен случайно заглянул в записную книжку Пола и увидев слово «a-ha» сказал: «Это чудесное название. Это именно то, как мы должны называться сами!»
Теперь они отправились в Лондон втроём. ? на этот раз у них все складывалось совсем не так, как они ожидали. Они обзванивали студии, рассылали свои кассеты и начало вроде было обнадеживающим. Они встретились с представителями «Decca Record Company», которые сказали, что музыка неплоха, однако никакого контракта не предложили. А вот представителей издательства «Lionheart» их музыка заинтересовала всерьез. Однако дела пошли не совсем гладко, а точнее плохо. В итоге дошло до того, что для того, чтобы воспользоваться ванной комнатой, приходилось выкручивать лампочку в гостиной. ? им опять пришлось вернуться в Норвегию, чтобы заработать немного денег. По возвращении они решили прекратить сотрудничество с «Lionheart».
Hunting High and Low
Но все же однажды удача повернулась к ним лицом, когда они встретили Джона Рэтклиффа. Троица решила переписать свои демо ленты и арендовала на последние деньги неплохую студию звукозаписи в которой их все устроило, а владел ею как раз Джон Рэтклифф. За пять дней они смогли записать только две песни, но когда Джон услышал их, он был впечатлён результатом. Он связался со своим знакомым Терри Слейтером, у которого имелись связи в музыкальном мире. Так у a-ha наконец появились свои менеджеры, которые и сдвинули дело с мертвой точки. Представив записи на отделение лейбла Warner в конце 1983 года, группа добилась контракта — менеджеры сразу же заподозрили в a-ha большой потенциал. ? работа началась. В студии появился Джон Менсфилд. Работа однако продвигалась медленно, но наконец первый альбом группы был записан и выходит их первый сингл «Take on Me». ? результатом стал… полный провал. Однако компанию Warner это не смутило. Терри Слейтер уговорил Алана Тарни взяться за «Take on Me». ? вот перемикшированная версия, которая и вошла в итоге в альбом, была готова. ? вновь «Take on Me» не оправдал надежд, и ребята, как говорится, «повесили нос». Однако и это не смутило руководство компании Warner, они не теряли оптимизма и веры в группу, и третье издание «Take on Me», совместно с новым и инновационным (на то время конечно) видео, в полной красе продемонстрировали и лирическую силу чистого, как небо, вокала Харкета, и потенциал самой группы.
В итоге сингл уже дважды занимавший ведущие позиции в норвежских чартах, стал в стране № 1, наконец он попал и в чарты Великобритании, заняв там вторую строчку, а в Соединённых Штатах — первую. Суммарно, в 36 странах он стал первым. Другим большим хитом стала песня «The Sun Always Shines on T.V.».
Дебютный альбом a-ha «Hunting High and Low» (1985) прочно оккупировал Top 10 и получил премию «Spellemannsprisen» (норвежский аналог Grammy). В записи этого и последующих альбомов a-ha помогали приглашённые музыканты. Популярности группы очень способствовали клипы (a-ha сразу же заинтересовалось MTV), полные интересных визуальных находок. В 1986 году песня «The Sun Always Shines on T.V.» стала хитом № 1 в Англии. Группа была номинирована на премию Grammy в нескольких номинациях и выиграла в категории «Лучшее видео», а в категории «Лучший новый артист» уступила место певице Шадэ. В том же году a-ha отправились в свой первый мировой тур.
Золотая эра (1986—1994)
Не теряя времени даром, музыканты представили на суд публики свой второй альбом «Scoundrel Days», который вновь был принят очень горячо. Наибольшей известности добились такие композиции, как «Swing of Things» и «I’ve Been Losing You». В 1987 году Полу Воктору предложили сочинить тему для очередного фильма о Джеймсе Бонде. Так на свет появилась «The Living Daylights», ремикс на которую вошёл в третий альбом группы, «Stay on These Roads», который увидел свет в мае (1988). Успех этого диска превзошел достижения предыдущих: целых пять песен из десяти попали в топ-20, сам альбом занял вторую строчку в британском чарте. Группа отправилась в мировое турне по 74 городам. Альбом разошелся 4 миллионным тиражом. Тем не менее, некоторые слушатели начали замечать, что порою a-ha цитируют сами себя.
После выпуска альбома музыканты решили проявить себя в других видах искусства. В 1987 году Мортен попробовался в роли киноактёра: он снялся в небольшой роли и спел заглавную песню в фильме «Kamilla og tyven», который был показан в норвежских кинотеатрах. В 1989 году Магне решил обнародовать ещё один свой талант — художника. Он выставил свои картины в галерее города Ставангера в Норвегии и получил хорошие отзывы критики.
В 1990 году свет увидел четвёртый альбом группы — «East of the Sun, West of the Moon», который многие поклонники считают лучшим произведением a-ha, хотя на волне новых веяний (хаус, мэдчестер и т. д.) он показался несколько «немодным». На пластинке особенно выделялась первая композиция — кавер-версия прославленной песни из репертуара Everly Brothers «Crying In The Rain». Сами музыканты почувствовали необходимость взять тайм-аут и отложили на несколько месяцев гастрольный тур, который в итоге стал самым успешным туром в истории группы. Особый успех пришёлся на Южную Америку, где на 20 их концертов пришло более 1 000 000 зрителей. А на одном из концертов в Рио группа побила рекорд посещаемости. a-ha занесены в книгу рекордов Гиннеса, как группа, концерт которой собрал наибольшую аудиторию — 196 000 человек (Бразилия, стадион Маракана, 1991 год). В 1991 году группа издала сборник хитов «Headlines and Deadlines», а также усиленно гастролировала, в том числе посетив Бразилию и выступив на фестивале «Rock In Rio» (по материалам тура был выпущен видеосборник «Live In South America»). Вновь побывать в Бразилии группе довелось в 1992 году.
В 1993 году команда выпустила свой пятый альбом — «Memorial Beach», единственной известной вещью из которого стала «Move To Memphis». Диск коммерческого успеха не имел — одни сочли его слишком мрачным, другие — чересчур авангардистским, третьи — откровенно слабым. При этом английский журнал Q назвал Пола Воктора-Савоя одним из наиболее выдающихся песенных композиторов в современной музыке. Мортен Харкет начал работать над собственным проектом «Poetenes Evangelium». Выпуск сингла «Shapes That Go Together» (1994) поставил точку на определённом этапе творчества группы. Начали возникать конфликты внутри группы, также появились и разногласия со звукозаписывающей компанией. a-ha отыграли на фестивале «Белые ночи» в Санкт-Петербурге, а затем Пол, Мортен и Магне занялись собственными делами. Магне стал уделять основное внимание живописи и скульптуре, устраивая выставки в престижных музеях; кроме того, под именем Timbresound он в 1994 году со своим другом Кьетилом Беркестрандом записал инструментальный саундтрек-альбом к фильму «Ten Knives In The Heart» (в последующие годы проект издал ещё два альбома). Мортен Харкет в 1995 году записал второй сольный альбом «Wild Seed» (стал номером 1 в Норвегии), за которым последовал «Vogts Villa». Кроме того, Харкет очень удачно продвинулся по бизнес-линии. А Пол и Лорин сформировали собственную группу, назвав её Savoy.