Электронная, но не опасная - музыка!
Электронная музыка (от англ. Electronic music, в просторечии также "электроника") - широкий жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и электронного оборудования. Хотя первые электронные инструменты появились ещё в начале XX вв., электронная музыка как жанр развилась во второй половине XX в., и на начало XXI в. включает десятки разновидностей.
Характеристики
Часто под электронной музыкой понимают, так называемую электронную клубную музыку (электронную танцевальную музыку), поджанрами которой являются техно, хаус, драм-н-бейс, хардкор, брейкбит,транс. Как маркетинговый термин, "электронная музыка" обозначает музыку, созданную (в отличие от акустической музыки) преимущественно при помощи электронных средств - синтезаторов, драм-машин, семплеров, секвенсеров, компьютеров.
Любой звук, произведённый при помощи электрического сигнала, может быть назван электронным. В связи с этим словосочетание "электронная музыка" иногда неверно применяют к музыке, исполняемой на обычных акустических инструментах (например, к джазу или народной музыке), только потому, что в процессе записи или при исполнении использовались электронные усилители.
Первый электронный музыкальный инструмент создал Тадеуш Кахилл в 1901 году. Им стал теллармониум (англ. Telharmonium), весом 7 тонн[1]. На основе электрических генераторов и тональных колес Тадеуш воспроизводил разные ноты.
В 1920 году русский изобретатель ckladmuzik.info создал терменвокс. Это инструмент, в котором высота звука изменяется в зависимости перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн.
Начало электронной музыке как самостоятельному направлению было положено на рубеже 1960-х-70-х годов стараниями исполнителей краут-рока Can , Popol Vuh , Клауса Шульце и групп Tangerine Dream , Organisation , Kraftwerk , Cluster , Neu! . Черпая основные идеи как из спейс-рока и психоделического рока, так и из академического авангарда Карлхайнца Штокхаузена и Яниса Ксенакиса, эти музыканты создавали экспериментальные звуковые коллажи. Основная идея заключалась в использовании электроники как нового выразительного средства, способного вызывать в воображении сюрреалистические образы. К началу 80-х годов установились три основных направления в развитии электроники:
1. Электронно-инструментальная музыка, использующая полный набор электро-музыкальных инструментов для создания композиционно развёрнутых синтезаторных пьес, часто на "космическую" тематику.
2. Фоновая "музыка окружающей среды", лишенная чёткого ритма и определённой мелодии, получившая название "эмбиент". Автором этого определения стал Брайан Ино, который по праву считается основателем стиля. Хотя многие музыканты играли эмбиент-музыку и до него.
3. "Песенные" формы электронной музыки (синти-поп, электро-поп, техно-поп), отличающиеся чётким, механистичным танцевальным ритмом, демонстративной искусственностью звука (синтезаторы более не имитируют звучание реальных музыкальных инструментов), использованием вокала (зачастую роботоподобного) в качестве контрапункта синтезаторной аранжировке, минимализмом и остинатной структурой композиции.
1980-90-е
На волне успеха первопроходцев выросли ckladmuzik.info музыкальные коллективы, обогатившие электронную музыку новыми идеями. На стыке этнической музыки и эмбиента образовался стиль new age, делающий упор на легкое медитативное звучание. Мастерством создания лирических электронных мелодий блеснул японец Китаро. Свою лепту в развитие популярного синтезаторного стиля внесли Марек Билински и группа Pond , а в нашей стране - Зодиак , Арго, Эдуард Артемьев.
В этот период начинается расцвет танцевальной электронной музыки, включающей в себя такие направления, как techno (Техно), electro (Электро), house (Хаус) или trance (Транс).
Начало XXI века для электронной музыки ознаменовано стремлением к единству через бесконечное многообразие форм. Чистые стили остались лишь в теории. На практике почти любое произведение содержит в себе элементы очень многих видов музыки, и для описания альбомов приходится использовать сложные составные определения.
Дата публикации: 2012-05-18